Информация о методике
Шкала явной тревожности – это методика, предназначенная для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей в возрасте от 8 до 12 лет
Авторы этой шкалы американские психологи A. Castenada, B. R. McCandless, D. S. Palermo. За основу авторы взяли шкалу явной тревожности Manifest Anxiety Scale Дж. Тейлор, которая была предназначена для взрослых.
В шкале Дж. Тейлор были отобраны такие пункты, которые бы соответствовали клиническому представлению о тревожности, проявляющейся в усталости, раздражительности, нетерпеливости, внутренней скованности – такие чувства, которые возникают в виде приступов сильного страха и беспокойства даже по незначительному поводу.
В детском варианте такой шкалы было отобрано 42 пункта, которые оценивались как самые показательные с точки зрения хронических тревожных реакций у детей.
Детский вариант шкалы имеет свою специфику, которая состоит в том, что об имеющемся симптоме тревожности будут свидетельствовать утвердительные варианты ответов. Также вариант детской шкалы дополняют 11 пунктов, которые выявляют тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы.
Показатели выявляются при помощи позитивных и негативных ответов, а методика в целом содержит 53 вопроса.
Детский вариант шкалы применяется во многих странах мира, в том числе в Японии, США, Чехии, Франции, Словакии, что говорит о достаточно высокой клинической валидности и продуктивности её применения при решении профессиональных задач.
В России шкала тревожности была адаптирована Т.А. Немчиным и опубликована в 1994 г., но есть и другие варианты адаптации. В адаптации принимали участие детские и медицинские психологи, детские психиатры.
В ходе адаптации в текст шкалы были внесены основные изменения: высказывания должны идти не в первом лице, как на языке оригинала, а во втором. Это связано с тем, что высказывания во втором лице воспринимаются детьми как более естественные, а сама методика становится для них простой и понятной, вариант выбора ответа упрощается.
Вариант ответа «да» и «нет» был заменен ответом «верно» и «неверно», для того, чтобы в случае наличия в высказывании отрицания, можно было избежать затруднений.
Рисунок 1. Шкала явной тревожности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формулировки некоторых высказываний были изменены или полностью заменены, поскольку тест адаптировался к новой культурно-лингвистической среде.
Тест, предлагаемый испытуемым, зарекомендовал себя достаточно хорошо при решении таких практических задач:
- с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей, можно выявить группу риска;
- при анализе характера эмоциональных детских проблем;
- профилактика «срывов» разного рода стрессовых условий – соревнования, конкурсы, экзамены и др.;
- выявление причин школьной дезадаптации;
- определение оптимального расписания занятий, учебной нагрузки, режима труда и отдыха и др.;
- анализ факторов повышенной утомляемости;
- определение целесообразности посещения группы продленного дня;
- выявление соотношения тревожности детей, родителей, учителей.
Причем в отношении родителей и учителей используется взрослый вариант шкалы.
В психометрической проверке шкалы принимали участие 1600 школьников из различных регионов России в возрасте от 7 до 12 лет.
Методика и процедура проведения теста
Для проведения теста необходим бланк для ответов и ручка. На первую страницу бланка записываются необходимые сведения – фамилия, имя, отчество испытуемого, дата его рождения, пол, класс, школа, дата обследования.
В обязательном порядке испытуемому дается инструкция с примерами и отводится место для записи оценки и выводов, сделанных по результатам исследования.
Исследование может проводиться не только индивидуально, но и в группах с обязательным соблюдением стандартных правил.
Специалисты считают, что для детей 7-8 лет более предпочтительным будет индивидуальный вариант.
При трудностях в чтении ребенок может воспользоваться устным способом, когда психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника, а вот при групповом проведении такой вариант теста исключается.
Время, которое отводится на выполнение теста, составляет 15-25 минут.
Следующие страницы бланка содержат предложения, около которых написаны два варианта ответов «верно» и «неверно».
Предложения содержат какие-либо события, переживания, случаи, например, твой любимый урок – математика, ты легко краснеешь, ты очень сильно стесняешься, тебя легко разозлить и др.
Каждое предложение нужно внимательно прочитать и решить, насколько оно к тебе относится, правильно ли то или иное предложение описывает тебя, твое поведение, твои качества.
Если ты даешь утвердительный ответ, то надо подчеркнуть слово «верно», если ответ отрицательный, то подчеркнуть надо слово «неверно».
Над ответом долго думать не рекомендуется. Если затрудняешься дать ответ, то выбирать надо тот, который чаще бывает.
Два ответа на одно предложение давать нельзя, т.е. нельзя подчеркивать сразу оба варианта ответов. Отвечать нужно на все предложения подряд и не пропускать их.
Обработка и оценка полученных результатов
В обработке результатов есть предварительный этап, смысл которого состоит в том, что бланки сортируются – в первой группе бланков все ответы только «верно», а во второй группе бланков ответы только «неверно».
Поскольку диагностика всех симптомов в СМАS подразумевает только ответ «верно», то при обработке результатов возникают трудности с возможным смещением показателей тревожности.
Такая возможность может наблюдаться у младших школьников. Поэтому используется контрольная шкала «социальной желательности», которая предполагает оба варианта ответа.
Результат будет рассматриваться как сомнительный, если все ответы «верно» – это левосторонняя тенденция или, наоборот, все ответы «неверно», т.е. правосторонняя тенденция.
В этом случае, с помощью независимых методов проводится тщательный контроль.
Далее в заполнении бланков нужно обратить внимание на наличие ошибок – это могут быть двойные ответы, т.е. подчеркнуто и «верно» и «неверно», пропуски предложений, комментарии и др.
Если испытуемый в результате возможной ошибки заполнил не более 3-х пунктов субшкалы тревожности, его данные могут быть обработаны на общих основаниях.
При большем количестве ошибок обработка результатов не проводится.
При пропуске или двойном ответе на 5 и более пунктов, обращается особое внимание, потому что данные случаи говорят о том, что ребенок испытал затруднение с выбором, трудность в принятии решения, предпринял попытку уйти от ответа, что является показателем скрытой тревожности.
Следующим является основной этап, на котором подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».
Данная шкала имеет критическое значение, равное 9, что свидетельствует о недостоверности ответов испытуемого, которые были искажены под воздействием фактора социальной желательности.
По субшкале тревожности подсчитываются баллы, полученная сумма которых представляет собой первичную оценку, её называют «сырой».
Затем эта первичная оценка переводится в шкальную, в качестве которой используется стандартная десятка.
С этой целью данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего пола и возраста. Полученная шкальная оценка позволяет сделать вывод об уровне тревожности испытуемого.