Структура общения
Структура общения – это совокупность основных элементов, образующих процесс общения, само же общение – это взаимодействие 2-х и более людей с целью обмена информацией.
В социальной психологии категория общения является базовой и включает передачу и прием информации, восприятие партнера по общению, оказание на него воздействия.
Общение – это система общественных и межличностных отношений человека. Все живые существа общаются друг с другом, но только на уровне человека общение приобретает совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.
В структуре общения выделяют следующие основные компоненты:
- субъект,
- содержание,
- средства,
- мотивация и цель,
- способ взаимодействия,
- результат.
В межиндивидуальных контактах живые существа передают друг другу информацию или содержание – это могут быть сведения об эмоциональном состоянии – гневе, радости, печали, о внутренней мотивации. Также люди могут передавать информацию о личных потребностях, информацию о помощи и др.
Информация передается для того, чтобы настроить живое существо или человека на контакты.
Содержание общения у животных может быть самое разное – сигнал об опасности, о наличии пищи, о чьем-то присутствии и др. Безусловно, у человека оно намного шире и многопредметнее. Количество целей общения у людей значительно увеличивается, и оно явлеются средством удовлетворения социальных, культурных, творческих, эстетических, познавательных потребностей.
Средства общения животных определяются как способы кодирования, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может передаваться и прямыми телесными контактами, касанием тела и другими его частями.
Человек может передавать и воспринимать информацию на расстоянии с помощью органов чувств. Важным способом передачи информации у человека является язык, письмо, технические средства записи.
Средства общения человека делятся на группы:
- речевые средства, т.е. лингвистические;
- средства кинетические – жесты, мимика, пантомима;
- паралингвистические средства, т.е. голос, его тональность, диапазон;
- экстралингвистические – смех, плач, темп речи, пауза;
- пространственно-временные средства.
В динамике общения выделяются такие фазы:
- потребность в общении и определение его цели, что конкретно необходимо достичь;
- вход субъекта в коммуникативную ситуацию;
- ориентировка в личности собеседника и в ситуации общения;
- планирование содержания и средств общения;
- выработка позиции относительно партнера по общению;
- фаза взаимодействия;
- оценка и восприятие ответных реакций собеседника;
- корректировка методов, стиля общения;
- выход из контакта.
Общение будет неэффективным и окажется безрезультатным в том случае, если нарушено одно из звеньев акта общения.
Функции общения
Поведение человека и развитие его психики происходит благодаря общению, выполняющему свои функции. Так, например, М.Р. Битянова выделяет прежде всего, его связующую роль в любой совместной деятельности людей.
Не менее важна формирующая функция общения или инструментальная, выступающая как важнейшее условие формирования психического облика человека.
На ранних этапах развития человека общение выполняло витальную функцию, смысл которой заключался в поддержании жизненных процессов. При недостаточном общении физическое состояние человека заметно ухудшается.
Следующая функция общения – подтверждающая или функция самовыражения. Здесь речь идет о том, что в ходе общения люди получают возможность познавать и утверждать себя. Утвердиться в своей ценности человек может с помощью точки опоры в другом человеке.
Организация и поддержание межличностных отношений является ещё одной функцией общения. Поддержание различных отношений с другими людьми и их восприятие сопряжено с оцениванием и установлением определенных эмоциональных отношений, которые могут быть либо позитивные, либо негативные. Существуют такие термины «симпатия-антипатия», «нравится-не нравится» с помощью которых можно выразить эмоциональное отношение к другому человеку.
Система взаимоотношений между людьми пронизана эмоциональными межличностными отношениями, хотя это и не единственный вид социальной связи. Довольно часто они накладывают отпечаток не только на деловые, но и на ролевые отношения.
Еще одна функция – внутриличностная, представляющая собой общение человека с самим собой через внутреннюю речь по типу диалога и рассматривается она как универсальный способ мышления.
Кроме функций, выделенных М.Р. Битяновой, можно назвать ещё целый их ряд. Среди них информационная, экспрессивная, регулятивная, функция социального контроля, функция социализации.
С помощью информационной функции идет прием и передача информации, передача знаний и умений.
Экспрессивная функция общения означает понимание переживаний другого человека, его эмоционального состояния и при необходимости изменение этого состояния.
При общении партнеры обоюдно воздействуют друг на друга, преследуя цель изменить или сохранить поведение, активность, отношения друг к другу, что можно сделать с помощью регулятивной функции.
Функция социального контроля с помощью групповых и социальных норм регламентирует деятельность и поведение, используя позитивные и негативные приемы – одобрение, похвала, порицание, неодобрение и др.
Функция социализации позволяет формировать умение действовать в общих интересах членов коллектива, выражать доброжелательное отношение.
Виды общения
Общение делится на определенные виды, что зависит от его содержания, целей и средств.
Рисунок 1. Виды общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По содержанию общение бывает:
- материальное,
- когнитивное,
- кондиционное,
- мотивационное,
- деятельностное.
Материальное общение предполагает обмен продуктами деятельности, которые являются средством удовлетворения актуальных потребностей.
Суть кондиционного общения сводится к тому, что люди, оказывая друг на друга влияние, стремятся прийти в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или, наоборот, испортить его.
Мотивационное общение сводится к передаче друг другу определенных побуждений, к готовности действовать в нужном направлении.
Когнитивное и деятельностное общение связаны с разными видами учебной или познавательной деятельности, когда один субъект передает другим информацию, расширяющую кругозор и развивающую способности.
Исходя из целей, общение может быть биологическим и социальным:
- Биологическое общение необходимо для сохранения и развития организма.
- Социальное общение расширяет и укрепляет межличностные контакты.
От количества общающихся различают межличностное общение, личностно-групповое, межгрупповое, а по средствам оно может быть непосредственным, опосредованным, прямым и косвенным.
Непосредственное общение происходит с помощью естественных органов, а опосредованное связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения.
Личные контакты и непосредственное восприятие предполагает прямое общение, косвенное же осуществляется через посредников.
Из других видов общения можно назвать деловое, личностное, инструментальное, целевое.
Для человека очень важными видами общения являются вербальное и невербальное. Невербальное общение происходит при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
Основная часть невербальных форм и средств общения являются у человека врожденными. Вербальное общение характерно только для человека.