Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте

Все предметы / Психология / Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте
Замечание 1

Самосознание — это составляющая психики, формирование которой происходит к концу дошкольного возраста в результате интенсивного интеллектуального и личностного развития. Самосознание, как правило, считается центральным новообразованием, характерным для дошкольного детства.

Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте происходит усложнение отношений детей с окружающими. В этот период все чаще детям необходимо определять собственное отношение к чему-либо. Им требуется оценка поступков, поскольку обязательных правил становиться все больше, а столкновение разных мотивов происходит все чаще.

У дошкольников начинает развиваться самосознание. Оно представляет собой понимание того, что человек из себя представляет, какими качествами наделен, каким образом относятся к нему другие люди и чем вызвано данное отношение. Максимально ярко феномен самосознания проявляется в рамках самооценки, которая состоит в оценивании ребенком собственных достижений и неудач, качеств и возможностей.

Дошкольник на начало школьного периода не только начинает выступать в качестве субъекта деятельности, но и способен осознавать себя как субъекта. В этот время формируется самосознание, представленное способностью к самооценке собственных действий, поступков и переживаний.

Определение 1

Самосознание представляет собой процесс осознания личностью собственного «Я», включая физическую, духовную и общественную сущность. Самосознание является знанием и одновременно отношением к себе как к определенной личности.

Физическая, духовная и общественная сторона личности тесно связаны и оказывают влияние друг на друга. Процесс осознания всех аспектов личности становится при этом сложным единым процессом. Осознание себя в качестве физического существа и станет отношением к себе как к некоторому живому организму, наделенному известными физическими качествами.

Когда рассматривается осознание себя как духовного существа, то на первое место выходят знания и отношение к себе. Осознание себя в качестве общественного существа состоит в осознании собственной общественной роли и места в группе.

Готовые работы на аналогичную тему

Проявление и развитие самосознания у ребенка в течение первых семи лет жизни напрямую связано с совершенствованием межличностных отношений с окружающими людьми. Основные этапы данного развития начинаются с того, что с раннего возраста дети заимствуют отношение к самому себе у взрослых.

При вступлении в дошкольный возраст, дети начинают осознавать лишь сам факт, что они существуют. По-настоящему ребенок в этот период еще ничего не знает о себе и о собственных качествах. Стремясь походить на взрослого человека, ребенок в раннем возрасте не способен учесть свои реальные возможности. Это достаточно явно можно проследить в кризисе 3 лет.

Для правильной оценки себя, ребенку необходимо сначала научиться оценивать других людей. Для этого ему нужно смотреть на них как бы со стороны, что происходит далеко не сразу. В это время при оценке сверстников он может просто повторять мнения, которые высказывают взрослые люди. Аналогично происходит и при самооценке («Я хороший, так как мама сказала»).

Половая идентификация играет в самосознании большую роль. Ребенок отождествляет себя с представителями пола примерно к 3 годам. Это происходит в процессе того, как он учится осознавать самого себя в качестве будущую мужчины или женщины. «Я — мальчик» («Я — девочка») — это знание и убеждение ребенка.

В результате этого процесса осознание своего «Я» начинает включать и осознание собственной половой принадлежности.

Развитие самосознания и самооценки в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте

В младшем и среднем дошкольном периоде формируется доброжелательная пристрастность к своему полу, что предопределяет развитие самосознания. К 3-4 годам ребенок не только начинает различать пол окружающих людей, но и достаточно хорошо знает, что в зависимости от пола, к людям предъявляют различные требования. Так, девочки, как правило, играют в куклы и одеваются как мамы, а мальчики играют в пожарников, строителей или водителей.

К 4 – 5 годам самостоятельная оценка других людей, включая их поступки и качества, будет зависеть от отношения ребенка к данным людям. Это может, в частности, проявляться через оценку поступков персонажей сказки. Любой поступок, совершенный хорошим, положительным героем, оценивается как хороший, плохого – как плохой. Но со временем оценка поступков и качеств сказочных героев начинает отделяться от общего отношения к ним.

В процессе усвоения норм и правил поведения, они становятся мерками, которые ребенок использует для оценки других. Тем не менее, приложить данные мерки к самому себе ему гораздо сложнее. Переживания, которые захватили ребенка или толкают его на те или иные поступки, способны заслонять от него действительный смысл совершаемых поступков. Это не дает возможность оценивать их беспристрастно. Подобная оценка возможна лишь на основе сравнения собственных поступков, качеств с возможностями и поступками окружающих.

К 6-7 годам (старший дошкольный возраст) отношение к себе снова значительно меняется. В этот период дошкольник осознает не только свои конкретные качества и действия, но и собственные переживания, мотивы и желания. Они, в отличие от объективных характеристик, не могут стать предметом оценки и сравнения, при этом способны объединять и консолидировать личность ребенка в целом. Все это происходит благодаря усилению субъектной составляющей самосознания, ввиду чего происходят изменения во взаимоотношениях 6-7-летнего ребенка. Осознание им собственного «Я» уже не так жестко фиксируется на собственных достоинствах и становится открытым для мнения других.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис