Семья для ребенка — это особая социальная среда, в которой действуют свои нормы и правила. Именно в семье дети воспринимают первые примеры для подражания, видят первую реакцию близкого окружения на свои действия и поступки других, которые сами не могут оценить по причине отсутствия личного и социального опыта, а также малого возраста.
Влияние семьи на личностное развитие ребенка
Сегодня все больше исследователей сходятся во мнении, что все, что есть в человеке, исходит из детства. Дети вырастают, а сформированные у них личностные качества, духовно-нравственные ценности, моральные и поведенческие нормы остаются.
Семья представляет собой малую группу и особый социально-культурный институт, связывающий людей между собой через общий быт и взаимную ответственность. Семья является базовым фундаментом общества, посредством которого формируются основные качества человека, вводящие его в мир социальных отношений.
Семья — это первый и главный институт воспитания, совершенствования и социализации индивида. Это обусловлено тем, что именно в ней ребенок проводит большую часть своей жизни, в ней происходит развитие характера и личности в целом.
В соответствии с классическим определением, полной считают семью, в состав которой входят оба родителя и как минимум один ребенок. Неполная семья — это семья, в которую включен только один родитель (чаще всего — мать) и один (либо несколько) несовершеннолетний ребенок.
Сегодня психологами и педагогами отмечена еще одна специфическая категория неполных семей, которые представляют собой функционально неполные семьи. В этом случае присутствуют оба родителя, они проживают вместе, но по различным обстоятельствам (например, построение карьеры) у родителей нет времени для воспитания своих детей.
Образование неполной семьи происходит при:
- расторжении брака,
- рождении ребенка вне брака,
- смерти одного из родителей,
- раздельном проживании родителей.
В соответствии с тем, кто из родителей живет с ребенком и занимается его воспитанием, принято рассматривать отцовские и материнские неполные семьи. Последние встречаются намного чаще.
Любые изменения и отклонения в семейных отношениях способны негативно отразиться на формировании разных психологических качеств ребенка, в частности — его самооценки. У ребенка из такой семьи могут появиться самые различные сложности, включая повышенную тревожность, утомляемость, проблемы со здоровьем и сном, лабильность настроения. Следствием перечисленных проблем считается ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении со взрослыми и сверстниками и др.
Особенности самооценки детей в полных и неполных семьях
Самооценка представляет собой ценность, которую индивид приписывает себе в целом или отдельным своим качествам. В основе критерия оценки могут выступать личностные смыслы человека. В состав главных задач самооценки включены регуляция и защита.
Ведущую роль в становлении самооценки детей играют оценки окружающих и свои собственные достижения. Становление самоотношения и самооценки ребенка представляет собой долгий и многоуровневый процесс. В этом деле семья занимает первое место при формировании самооценки, складывающейся при активном взаимодействии ребенка и окружающего мира.
Формирование самооценки происходит под воздействием всех общественных отношений, где протекает жизнь и деятельность. Влияние полной или неполной семьи на становление детской самооценки бесспорно признано педагогами и психологами.
Проблемы семьи и семейного воспитания исследовались и привлекали внимание уже с древних времен. В трудах Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо можно увидеть отношение к семье в качестве фактора воспитания, оценку ее важного значения в становлении и последующей жизни человека.
Диагностика самооценки
Наиболее популярный метод диагностики самооценки детей по причине его простоты —методика Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан. В ее основе лежит субъективная оценка детьми нескольких личных характеристик, включая здоровье, способности, характер и др.
Методика предлагает отметить на вертикальных линиях уровень развития определенного качества (показатель самооценки) и уровень притязаний, который представляет собой уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворил и которому человек стремится.
Изначально Рубинштейном было предложено 4 обязательные шкалы:
- здоровье,
- умственное развитие,
- характер,
- счастье.
Особенные трудности характерны для младших дошкольников 4,5 – 5 лет из неполных семей. Они выполняли задание с большими паузами, часто меняли свое мнение и по нескольку раз переспрашивали у психолога-преподавателя, все ли они делают правильно.
У детей из полных семей уровень самооценки чаще соответствует нормальному уровню, для них характерна реалистичная и адекватная самооценка. В соответствии с уровнем притязаний у детей из полных семей отмечено оптимальное представление о своих возможностях. Это представляет собой важный фактор гармоничного личностного развития.
У дошкольников из неполных семей самооценка находится на границе нормального и низкого уровня. Более низкие показатели отмечены у младших дошкольников, родители которых пережили развод в период от нескольких месяцев до 1,5 лет назад. Для таких детей присуща тенденция к неблагополучному развитию, формированию истинной глубокой неуверенности в себе.
Уровень притязаний у испытуемых из неполных семей находился в пределах относительно широкого интервала. Условно было определено 2 подгруппы детей, включая детей с заниженным уровнем притязаний, что свидетельствует о неблагоприятном личностном развитии, и детей с завышенным уровнем притязаний.
Последнюю группу в основном составили дети 4,5 – 5 лет, родители которых развелись не так давно. Вероятно, в силу возраста они пока не смогли объективно оценить пределы своих сил, стремясь к идеальному вымышленному миру, находясь под воздействием стресса.
В целом, исследования показали, что уровень самооценки дошкольников из неполных семей существенно ниже, чем у их сверстников из полных семей. При этом уровень притязаний детей в полной мере зависит от возраста и срока развода родителей.