Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и не полной семьи

Определение 1

Семья для ребенка — это особая социальная среда, в которой действуют свои нормы и правила. Именно в семье дети воспринимают первые примеры для подражания, видят первую реакцию близкого окружения на свои действия и поступки других, которые сами не могут оценить по причине отсутствия личного и социального опыта, а также малого возраста.

Влияние семьи на личностное развитие ребенка

Сегодня все больше исследователей сходятся во мнении, что все, что есть в человеке, исходит из детства. Дети вырастают, а сформированные у них личностные качества, духовно-нравственные ценности, моральные и поведенческие нормы остаются.

Семья представляет собой малую группу и особый социально-культурный институт, связывающий людей между собой через общий быт и взаимную ответственность. Семья является базовым фундаментом общества, посредством которого формируются основные качества человека, вводящие его в мир социальных отношений.

Замечание 1

Семья — это первый и главный институт воспитания, совершенствования и социализации индивида. Это обусловлено тем, что именно в ней ребенок проводит большую часть своей жизни, в ней происходит развитие характера и личности в целом.

В соответствии с классическим определением, полной считают семью, в состав которой входят оба родителя и как минимум один ребенок. Неполная семья — это семья, в которую включен только один родитель (чаще всего — мать) и один (либо несколько) несовершеннолетний ребенок.

Сегодня психологами и педагогами отмечена еще одна специфическая категория неполных семей, которые представляют собой функционально неполные семьи. В этом случае присутствуют оба родителя, они проживают вместе, но по различным обстоятельствам (например, построение карьеры) у родителей нет времени для воспитания своих детей.

Образование неполной семьи происходит при:

  • расторжении брака,
  • рождении ребенка вне брака,
  • смерти одного из родителей,
  • раздельном проживании родителей.
«Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и не полной семьи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В соответствии с тем, кто из родителей живет с ребенком и занимается его воспитанием, принято рассматривать отцовские и материнские неполные семьи. Последние встречаются намного чаще.

Любые изменения и отклонения в семейных отношениях способны негативно отразиться на формировании разных психологических качеств ребенка, в частности — его самооценки. У ребенка из такой семьи могут появиться самые различные сложности, включая повышенную тревожность, утомляемость, проблемы со здоровьем и сном, лабильность настроения. Следствием перечисленных проблем считается ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении со взрослыми и сверстниками и др.

Особенности самооценки детей в полных и неполных семьях

Определение 2

Самооценка представляет собой ценность, которую индивид приписывает себе в целом или отдельным своим качествам. В основе критерия оценки могут выступать личностные смыслы человека. В состав главных задач самооценки включены регуляция и защита.

Ведущую роль в становлении самооценки детей играют оценки окружающих и свои собственные достижения. Становление самоотношения и самооценки ребенка представляет собой долгий и многоуровневый процесс. В этом деле семья занимает первое место при формировании самооценки, складывающейся при активном взаимодействии ребенка и окружающего мира.

Формирование самооценки происходит под воздействием всех общественных отношений, где протекает жизнь и деятельность. Влияние полной или неполной семьи на становление детской самооценки бесспорно признано педагогами и психологами.

Проблемы семьи и семейного воспитания исследовались и привлекали внимание уже с древних времен. В трудах Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо можно увидеть отношение к семье в качестве фактора воспитания, оценку ее важного значения в становлении и последующей жизни человека.

Диагностика самооценки

Наиболее популярный метод диагностики самооценки детей по причине его простоты —методика Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан. В ее основе лежит субъективная оценка детьми нескольких личных характеристик, включая здоровье, способности, характер и др.

Методика предлагает отметить на вертикальных линиях уровень развития определенного качества (показатель самооценки) и уровень притязаний, который представляет собой уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворил и которому человек стремится.

Изначально Рубинштейном было предложено 4 обязательные шкалы:

  • здоровье,
  • умственное развитие,
  • характер,
  • счастье.

Особенные трудности характерны для младших дошкольников 4,5 – 5 лет из неполных семей. Они выполняли задание с большими паузами, часто меняли свое мнение и по нескольку раз переспрашивали у психолога-преподавателя, все ли они делают правильно.

У детей из полных семей уровень самооценки чаще соответствует нормальному уровню, для них характерна реалистичная и адекватная самооценка. В соответствии с уровнем притязаний у детей из полных семей отмечено оптимальное представление о своих возможностях. Это представляет собой важный фактор гармоничного личностного развития.

У дошкольников из неполных семей самооценка находится на границе нормального и низкого уровня. Более низкие показатели отмечены у младших дошкольников, родители которых пережили развод в период от нескольких месяцев до 1,5 лет назад. Для таких детей присуща тенденция к неблагополучному развитию, формированию истинной глубокой неуверенности в себе.

Уровень притязаний у испытуемых из неполных семей находился в пределах относительно широкого интервала. Условно было определено 2 подгруппы детей, включая детей с заниженным уровнем притязаний, что свидетельствует о неблагоприятном личностном развитии, и детей с завышенным уровнем притязаний.

Последнюю группу в основном составили дети 4,5 – 5 лет, родители которых развелись не так давно. Вероятно, в силу возраста они пока не смогли объективно оценить пределы своих сил, стремясь к идеальному вымышленному миру, находясь под воздействием стресса.

Замечание 2

В целом, исследования показали, что уровень самооценки дошкольников из неполных семей существенно ниже, чем у их сверстников из полных семей. При этом уровень притязаний детей в полной мере зависит от возраста и срока развода родителей.

Дата последнего обновления статьи: 27.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot