Сущность самосознания и его структура в разных концепциях
Самосознание – это особая форма осознания человеком самого себя и своей сущности, которое проявляется в виде самовосприятия, самооценки, самоконтроля.
Благодаря самосознанию человек выделяется среди всех живых существ, потому что только человек может психическую деятельность обращать на свой внутренний мир, формировать образ «Я».
Развитие самосознания происходит от элементарных форм, таких как самоощущение, самовосприятие к более сложным – самооценка, саморефлексия, самопознание.
Самосознание, считает А.Г. Спиркин, включает осознание парциальных характеристик, благодаря которым человек получает возможность целостной оценки себя и своего места в жизни.
В отношении самосознания сходными являются позиции И.И. Чесноковой и В.В. Столина, которые считают самосознание неразрывным единством таких самостоятельных внутренних процессов как самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения в обществе. Говоря другими словами – это видение себя как бы посторонним взором.
Иную точку зрения имеет В.С. Мерлин, который относит самосознание к субъекту деятельности, а не личности непосредственно. Он понимает самосознание как осознание человеком собственной личности как субъекта деятельности.
В.С. Мухина больший акцент делает на отношение к отдельным звеньям самосознания, считая, что самосознание представляет собой ценностные ориентации, которые образуют систему личностных смыслов и составляют индивидуальное бытие личности.
Структура самосознания включает три компонента:
- когнитивный,
- оценочный,
- поведенческий.
Когнитивный компонент или самопознание является знанием человека о самом себе, складывающемся в определенный образ «Я», включающий «реальное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я».
Оценочный компонент или самоотношение – это отношение к тому, что человек знает о самом себе, как оценивает собственные качества, в результате формируя самооценку. Формирование самооценки происходит на основе сопоставлений себя с другими людьми, мнений о себе. Самооценка, связанная с уровнем притязаний личности, может быть завышенной, заниженной, адекватной, неадекватной.
Поведенческий компонент или самореализация опирается на самооценку. Исходя из уровня самооценки и её адекватности, человек может вести себя по-разному.
В самосознании выделяется природный уровень – выделение субъекта из среды, социальный уровень – сравнение себя с другими, личностный уровень связан с рефлексией. Кроме этого самосознание выполняет определенные функции – формирование себя как неповторимой личности, т.е. приобретение собственного образа «Я», а также самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности в жизнедеятельности.
Место самооценки в структуре самосознания
Важнейшим компонентом самосознания является самооценка, проблема которой привлекает к себе внимание исследователей. Она во многих исследованиях определяется как центральное образование личности со своими видами, свойствами, функциями.
Несмотря на большой интерес к проблеме самооценки, разработка данного явления имеет проблемы методического и методологического характера. Отечественная психология рассматривает самооценку в качестве компонента самосознания, важная функция которого заключается в самоуправлении поведением личности.
Внутри самосознания, считает Л.В. Бороздина, существуют подструктуры, которые нельзя смешивать, это разные элементы, имеющие самостоятельную сущность.
Самооценка – это специальная функция самосознания. Она заключается в наличии критической позиции индивида. Эта позиция рассматривается относительно того, чем обладает индивид, его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.
Самооценка и образ себя, как показывает теоретический анализ, являются различными образованиями самосознания. Они имеют определенные соотношения друг с другом – знание человека о себе является необходимым материалом для самооценки, а оценка себя дает возможность соотнести отдельные стороны образа «Я» с определенной системой ценностей.
Специалисты считают, что самоотношение и самооценку не следует смешивать, поскольку определенное самоотношение формируется из оценки себя. Производными самооценки будут комфорт или дискомфорт, самопринятие, удовлетворенность собой.
Отдельные образования самосознания имеют разновременность действия. Например, самооценку младший школьник выполнить ещё не может, несмотря на то, что определенное представление о себе он имеет. Переход на самооценку происходит в подростковом возрасте, что связано с новым уровнем самосознания.
Во время подросткового кризиса, по мнению Л.И. Божович, возникает самосознание – способность направлять сознание на собственные психические процессы. В подростковом возрасте самосознание имеет качественное своеобразие, которое является движущей силой на пути к самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.
Самооценка, таким образом, является самостоятельным компонентом самосознания, функционирование которого начинается в подростковом возрасте.
Самооценку и её представленность в самосознании индивида можно интерпретировать следующим образом - самооценка – часть «Я-концепции», отражающая степень приятия себя, развитие чувства самоуважения, позитивного отношения ко всему, что входит в сферу «Я». При низкой самооценке индивид отрицает себя и к собственной личности относится негативно – в данных рамках самооценка не выделяется в качестве автономного образования и в структуре самосознания её место не устанавливается.
Менее всего распространена точка зрения, согласно которой самооценка понимается как когнитивная подструктура, обобщающая прошлый опыт человека и структурирующая новую информацию о «Я».
Самооценка, считает Л.В. Бороздина, не сводится к образу «Я» и эмоционально-ценностному отношению к себе. Самооценка – это критическая позиция индивида по отношению к собственному потенциалу.
Виды самооценки
Самооценка может быть завышенной, заниженной и средней. Если при завышенной самооценке индивид переоценивает свои качества и возможности, то при заниженной, понятно, их недооценивает.
Ряд исследователей считают, что речь идет не о видах самооценки, а о её уровне, который может быть высоким, низким и средним.
Завышенная и заниженная самооценка, при которой человек оценивает себя неправильно, и есть неадекватная самооценка.
Не всегда адекватной может быть и средняя самооценка. Авторы отмечают, что она тоже может быть завышенной и заниженной.
Степень обобщенности оцениваемых качеств может выступать основанием разделения самооценки на виды. С этих позиций самооценки различаются на частные и обобщенные.
Исходя из этого критерия, Г.В. Лозовая выделяет целостную самооценку, представляющую собой сумму частных самооценок и выражающую характер оценивания себя по принципу «хороший-плохой».
В ряде случаев виды самооценки выделяются по уровню её строения – конфликтная, бесконфликтная.
И.И. Чеснокова выделяет самооценку по степени определенности и отчетливости, а С.Р. Пантелеева выделяет по значимости.
Надо сказать, что данные подходы, потому что касаются множества уникальных особенностей личности, не всегда бывают оправданы и вносят распыленность в изучение вопроса.
Определение свойств самооценки является ещё одной проблемой в научно-психологической литературе мало разработанной.
Самооценка имеет свои характеристики – уровень, адекватность, оптимальность, дифференцированность.
Уровень её показывает, насколько индивид оценивает свои качества – высоко, низко или средне.
Адекватность представляет степень её реалистичности, причем её адекватность сочетается по-разному с её уровнем, например, высокий уровень самооценки и низкая адекватность.
Дифференцированность самооценки показывает величину разброса в оценках индивидом разных своих проявлений.
Степень дифференцированности будет тем выше, чем больше вариантов частных самооценок. Неясным здесь остается вопрос – какая степень дифференцированности может считаться наилучшей для гармоничного развития личности.
Охарактеризовать самооценку можно и с точки зрения оптимальности – Д.А. Момот и Р. Мартене среднюю самооценку считают оптимальной.
Поскольку самооценка является суждением человека о самом себе, а суждение – это продукт духовной деятельности, она носит субъективный характер.
Самосознание человека индивидуально и специфично, отмечают С.В. Жилин, И.И. Чеснокова, К. Рождерс, а самооценка является одним из компонентов самосознания, следовательно, в отличие от других свойств личности, она по своей природе будет субъективна.