Концепция А. Маслоу
А. Маслоу является родоначальником гуманистического направления в психологии. Новаторство его подхода состоит в том, что он пересмотрел психоаналитическую тенденцию трактовать развитие личности как механизм приспособления к окружающей среде, а также пересмотрел поведенческую теорию, утверждающую, что личность человека - совокупность паттернов реагирования и поведенческих ролей. В гуманистическом ключе стали впоследствии развиваться идеи К. Роджерса и В. Франкла.
А. Маслоу выдвинул идею о том, что человеческое развитие - это отнюдь не стремление прийти к равновесию и покою, а напротив - это стремление нарушить равновесие через свое развитие. Именно стремление к развитию, личностному росту и самоактуализации - основа бытия человека.
Концепция А. Маслоу исходит из постулата о том, что человек - изначально хорош по природе, и основная его задача - это усложнение своей организации через собственное развитие.
А. Маслоу писал о том, что в психологии важно исследовать психически здоровых и выдающихся людей, только так можно познать возможности человеческого развития.
Данное исследование позднее оформилось в самостоятельную концепцию об иерархии потребностей человека, в которой он выделяет пирамиду потребностей:
- физиологические потребности
- потребности в безопасности
- социальные потребности
- потребность в уважении
- потребность в самовыражении
Однако позднее данная концепция была подвергнута критике за свою иерархичность, и сам А. Маслоу впоследствии отказался от идеи жесткой закрепленности уровней, приняв идею о том, что потребности более высокого уровня могут быть более актуальными, даже когда потребности базового уровня находятся в дефиците.
Отказавшись от идеи иерархичности, А. Маслоу просто разделил выделенные потребности на два класса, определив таким образом два уровня существования человека:
- бытийный, ориентированный на развитие и самоактуализацию
- дефициентный, ориентированный на удовлетворение базовых потребностей
Понятие термина самоактуализация
Само понятие “самоактуализация” отражает процесс актуализации возможностей человека. Это реализация действий, которые направлены на то, чтобы человек мог делать еще лучше то, что он уже умеет или хотел бы научиться делать настолько хорошо, насколько он может это делать.
По мнению автора концепции, люди, находящиеся на пути самоактуализации непременно вовлечены в какую-то свою деятельность, которая является большей, чем они сами. Это не просто деятельность, которой человек посвящает какое-то отведенное время, это сама его жизнь, своего рода призвание. Это дело является отражением предельных бытийных ценностей: истина, красота, добро, совершенство, простота. Эти ценности составляют систему метапотребностей человека. А. Маслоу вводит понятие метамотивации, как раз-таки отражающей стремление человека удовлетворение этих метапотребностей через саморазвитие и самоактуализацию.
Поэтому самоактуализация очень тесно связана с процессом самопознания и постепенного развития. Это не что-то, происходящее вмиг или являющееся какой-то конечной целью. Это именно процесс, постепенный процесс реализации наших возможностей.
Основные характеристики самоактуализирующейся личности:
- Толерантность к множественности выбора, умение делать выбор. Самоактуализация неразрывно связана с опытом множественного выбора: либо движение в сторону развития и бытийных ценностей, либо движение к спокойствию и безопасности в сторону дефицитных ценностей. И в этом плане, движение в сторону самоактуализации - это движение в сторону ценностей роста.
- Возможность самоактуализации - это возможность прислушиваться к внутреннему голосу. Человек изначально не чистая доска, а это уже изначальный минимум со своими индивидуальными особенностями, характеристиками и чертами. Но в течение жизни они трансформируются в результате воспитания, социализации и т.д. Однако уметь прислушаться к самому себе, услышать свое Я - это важная черта самоактуализирующейся личности.
- Полнота переживаний разных событий жизни: стремление открываться как хорошим, так и плохим событиям, именно в полноте переживаний человек раскрывает свои потенциальные возможности и бытийные ценности.
- Умение взять на себя ответственность: за собственное мнение, поступки, принятие решений.
- Стремление к аутентичности: не бояться критики других людей, принятие своих реакций и поведения
Понятие психологического здоровья в рамках концепции Маслоу
Как уже было отмечено ранее, по А. Маслоу, человек изначально по своей природе здоров, хорош и открыт к своему собственному развитию. Но на пути его дальнейшего развития у него могут встречаться сложности, препятствующие этому развитию.
Именно уход от самоактуализации, в рамках данной концепции, и расценивается как психологическое нездоровье. Как отмечает А. Маслоу, невротическая личность - это личность, отказавшаяся от процесса самоактуализации и испытывающая неудовлетворение от этого.
Уход от самоактуализации происходит в результате нарушения баланса идентификации и отчуждения. Дело в том, что для реализации наших способностей и возможностей нам необходимо общество и другие люди. Только в обществе мы имеем возможность самоактуализироваться. Но само общество, в свою очередь, также препятствует раскрытию нашей индивидуальности: склоняя к конформности, шаблонности, унификации и т.д. И в такой ситуации человек может отказаться от пути самоактуализации, уйдя в невроз.
С другой стороны, человек может уйти в полное отчуждение общества и полную идентификацию со своей индивидуальностью, это тоже отражение патологических процессов: ни в том, ни в другом случае человек не реализует свои способности полностью.
Оптимальным соотношением механизмов отчуждения и идентификации, по А. Маслоу, является следующее: идентификация с другими людьми, умение выстраивать контакты с ними, и отчуждение от своего внутреннего мира (освобождение от иллюзий, смешанных представлений о себе) и стремление к самосознанию.
Еще одним механизмом, нарушающим процесс самоактуализации, и как следствие формирующим, процесс патологии является механизм психологической защиты. Как пишет автор, защиты блокируют развитие, не давая возможности полно переживать определенные события в жизни, преграждая путь к освобождению от иллюзий и т.д.
Личность должна освободиться от своих защит и принять свою аутентичность. В отличие от психоанализа, в котором психологическая защита является механизмом, помогающим личности, теории А. Маслоу, это механизм, тормозящий ее развитие.