Становление психолога и логопеда
Роза Евгеньевна Левина родилась 25 февраля $1908$ года в городе Орше в Белоруссии.
В $1927$ году Роза Евгеньевна на педагогический факультет МГУ. Это было время, когда в МГУ читал лекции и проводил семинары по психологии профессор Л.С. Выготский. Левина стала одним из самых ближайших его учеников-последователей. Уже в $1928$ году Левина начала проводить экспериментальную работу в области психологии. Проведенное ею исследование планирующей речи детей как средства регуляции и предвосхищения действий и сегодня представляет научный интерес, так как именно на материалах эгоцентрической речи обнаруживается связь между организацией высших форм человеческого поведения и речевой деятельностью.
По инициативе Выготского Роза Евгеньевна возглавила группу сотрудников в составе Дефектологического института, получившей название «Клиника речи». Еще до создания клиники Левина приступила к исследованию детей с различными формами патологии речи при наличии нормального слуха. Детское косноязычие и афазии составляли основной предмет ее внимания в сравнении с процессом становления речи в условиях нормального языкового развития. В $1936$ году Левина завершила свою большую работу: «Автономная детская речь».
Вклад в развитие российской психологии
Огромное значение Роза Евгеньевна отводила изучению фонематического анализа звучащей речи детьми с грубыми, а также со стертыми проявлениями речевых патологий. В это время учение о фонологических средствах русского языка выдвигало на передний план социальную сторону звуковых явлений речи, рассматриваемой лингвистами как смыслоразличительный ресурс, который используется в процессе общения. В результате диагностического обследования множества случаев выраженного недоразвития речи, Левина пришла к выводу, что от неполноценности фонематического анализа страдает не только устная речь ребенка. Дефекты письма и чтения также связаны с недостаточно сформированной способностью опознавать и различать фонемы языка.
В $1941$ году Роза Евгеньевна защитила кандидатскую диссертацию «Исследование алексии, аграфии в детском возрасте». В ней она впервые в отечественной логопедии показала, что недостатки письма и чтения - это следствие неполноценного языкового развития. Даже Гиляровский отметил новизну исследования и подчеркнул, что взгляды на природу расстройств письменной речи были перенесены с неполноценного оптического восприятия на акустико-гностические нарушения. Данное положение стало началом нового направления коррекционного обучения детей с дисграфией и дислексией. Высоко оценил работу Левиной и Лурия.
Во время войны Левина работала в госпитале в Уфе, где занималась речевой реабилитацией раненых с черепно-мозговыми травмами. После войны она вернулась в Московский НИИ дефектологии, где работала более 40 лет, возглавляя сектор логопедии.
В $1951$ году Роза Евгеньевна опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей», где впервые применила системный подход к анализу психической и речевой деятельности ребят с алалией. В исследовании Левина показала, что проявления недоразвития речи и познавательной деятельности зачастую имеют сходные признаки, но их психологическая структура различна и зависит от особенностей и природы первичной недостаточности. Главные положения и выводы данной работы имеют и сегодня первостепенное дифференциально-диагностическое значение для практики и теории логопедии.
Значительной научной заслугой Левиной является концепция общего недоразвития речи. Психолого-педагогическая направленность ее исследований заставила пересмотреть классификационные представления о речевых расстройствах. Разграничение речевых нарушений у детей наиболее отвечающее требованиям логопедии выделяет в качестве основных признаков проявления, которые актуальны для коррекционного обучения. По этому принципу были сгруппированы разные нарушения речевого развития по общности психолингвистических показателей и с ними связанных лингводидактических задач.
В $1959$ году вышел сборник «Вопросы логопедии». В нем нашла свое отражение перестройка содержания логопедической науки и изучения, а также коррекции недостатков письма и чтения, которые связаны с нарушением устной речи. В этом сборнике было определено содержание психических процессов, которые участвуют в формировании речевой деятельности и ее системное строение.
В $1961$ году Роза Евгеньевна завершила исследование - «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи». Нарушения письма и чтения у детей с недоразвитием речи (алексия и дислексия, аграфия и дисграфия) описывались ей как дефекты, которые связаны с недостаточностью морфологических и фонематических обобщений (с фонологическим дефицитом). Левиной был предложен новый подход к исправлению алексии и аграфии, за счет устранения отклонений речевого развития, а также формирования полноценных морфологических и фонематических обобщений.
Многолетние исследования Левиной стали основой для выделения нового раздела в логопедии – нарушения письменной речи. Определились такие понятия, как предпосылки усвоения письма, готовность к письму, которые формируются в результате развития устной речи. Левина вскрыла природу затруднений в усвоении грамоты и правил орфографии, которые детерминированы спецификой и глубиной речевого недоразвития.
Итогом научной деятельности Левиной является книга, изданная в $1968$ году «Основы теории и практики логопедии». Данный труд создал базу для развития методически оснащенного педагогического направления логопедии.
Значительный вклад внесла Роза Евгеньевна в проблематику изучения психологии неуспеваемости младших школьников. Она разработала методы своевременного распознавания пробелов в подготовленности детей к обучению и их устранения, проанализировала психологическое содержание познавательной работы, которую необходимо проделать ребенку для успешной подготовки к очередной ступени обучения.