Цели и задачи Российского Психологического Общества
Российское Психологическое Общество (РПО) – это профессиональная научная организация психологов Российской Федерации.
Национальные психологические общества и ассоциации существуют во всех странах, в США, например, Американская психологическая ассоциация, в Англии – Британское психологическое общество.
Самой крупной психологической ассоциацией в мире является Американская, она же относится к наиболее авторитетным.
Российское Психологическое Общество – это преемник Общества психологов бывшего СССР и Психологического общества Императорского Московского университета.
Датой образования Российского Психологического Общества является 1885 г. В Уставе этого года было записано, что основная цель его создания – это разработка «психологии, в её составах, приложениях и истории, и распространение психологических знаний в России».
Российское Психологическое Общество является официальным членом Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), официальным членом Международного союза психологической науки при ЮНЕСКО (UPsyS).
В России, кроме РПО функционируют такие общественные организации – Российская психотерапевтическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии и медицины, Международная Академия Психологических Наук в Ярославле, Психофизиологическая Ассоциация и др.
Объединение специалистов происходит на основе целей, задач деятельности и профессиональных интересов.
В сообщество объединяются люди, являющиеся профессионалами в своей области.
К основным целям Российского Психологического Общества относятся:
- объединение психологов-специалистов в профессиональное сообщество;
- расширение в обществе знаний о психологии, необходимость сделать эти знания доступными и понятными для всех;
- продвижение и защита интересов профессиональных психологов;
- развитие и защита психологической науки в целом;
- обмен практическим опытом и научной информацией;
- повышение профессиональной квалификации;
- регулирование норм и стандартов профессиональной деятельности.
Из истории Российского Психологического Общества
Среди обсуждаемых проблем Общества были такие – рассматривались системы психологии, шло обсуждение приложений к разработке логики, морали, эстетики, педагогики и др.
Было образовано несколько групп, в состав которых входили почетные и действительные члены, а также соревнователи и корреспонденты.
Почетных членов Общества избирало годичное собрание на основании письменного заявления. В заявлении указывались заслуги в этой области и рекомендации не менее 3-х членов Общества.
Действительными членами могли быть все желающие, если имели известные труды по предметам, входившим в круг занятий Общества. Членами-корреспондентами становились те, кто имел желание сообщать разные сведения на различные научно-психологические темы.
Действительные члены избирались на обычных собраниях Общества большинством голосов и по рекомендации одного почетного или действительного члена РПО.
Возглавил Российское Психологическое Общество М.М. Троицкий – это был первый председатель Общества, возглавлявший его до 1887 г.
Одна из задач Общества – достижения науки должны быть достоянием всего общества и отражаться в журнале «Вопросы философии и психологии».
Журнал был создан в 1887 г Н.Я. Гротом, ставшим вторым председателем РПО. В этот период научную и педагогическую деятельность Общества определяло желание не только обучать и нравственно воздействовать, но и формировать у аудитории определенные ценности и стремления.
Общество занималось научными исследованиями, просветительской работой.
Из вопросов первостепенной важности на повестке дня стояли предмет и метод психологии, чему была посвящена диссертация Н.Н. Ланге «Основания экспериментальной психологии», диссертация Л.М. Лопатина «Метод самонаблюдения».
Характерной особенностью РПО была связь с духовной жизнью русского общества.
В советский период аналогом Общества стал Союз психологов СССР, созданный в 1957 г и возглавил Союз психологов А.А. Смирнов.
Психологический институт, как говорят историки психологии, в 50-60-е годы являлся оазисом, сохранявшим традиции и атмосферу РПО. В это время работает талантливый ученый – А.Н. Леонтьев, олицетворивший собой в отечественной психологии, целую эпоху.
Таланта и энергии ученого хватило для того, чтобы организовать в МГУ факультет психологии и консолидировать профессиональное сообщество всей страны.
В период с 1963 по 1968 гг. А.Н. Леонтьев был вторым президентом Общества психологов Советского Союза. Отечественная психология в это время занимает видные позиции в мировом профессиональном сообществе.
В Москве, в 1966 г, проходит VI Всемирный конгресс по психологии, приезжают такие маститые фигуры зарубежной психологии, как Ж. Пиаже, П. Фресс.
Следующий этап развития психологии и утверждение позиций связано с открытием Института психологии при АН СССР. Перед наукой открываются горизонты проникновения не только в образовательную сферу, но и в новую отрасль – космонавтику.
С распадом Советского Союза в истории Общества начинается новый этап. С выходом Закона об общественных организациях Общество было восстановлено в рамках РФ, а в 1994 г прошел учредительный съезд РПО.
Россия находилась в новой ситуации, поэтому необходимо было определить задачи и направления работы.
Российское Психологическое Общество насчитывает в своих рядах около 5 тыс. членов, в его структуре 62 региональных отделения и 16 научных секций.
Несмотря на внутренние и внешние трудности, Психологическое Общество успешно продолжает свою работу.
Требования к квалификации специалиста-психолога
Сегодняшняя действительность особенно остро требует специалистов-психологов в области образования. Их квалификация должна соответствовать основным требованиям профессиональной деятельности.
Специалист должен обладать профессиональными компетенциями:
- прежде всего – это наличие высшего профессионального образования;
- владение комплексным анализом, диагностикой и экспертизой психологических состояний и осуществление этого анализа;
- наличие знаний и навыков в области психодиагностики, психотерапии, психологического консультирования и др.;
- практический опыт работы с детьми.
Кроме общих требований практического психолога учебного заведения, существуют специальные требования для каждой области деятельности.
Так, например, в области психодиагностики специалист должен владеть специальными методами и квалифицированно их использовать в своей практике.
Знание техники проведения бесед и технологии её проведения необходимы в области консультирования.
Специалист-консультант должен уметь привлекать к себе внимание человека, располагать и убеждать, вызывать доверие.
Профессиональным качествами в области психокоррекции является умение проведения социально-психологических тренингов, приемов психоанализа, владение соответствующими техниками.
В приоритете практического психолога должны лежать обязанности перед правами и долг пред личными интересами.
Надо сказать, что многие права психолога одновременно являются его обязанностями.
Правами и одновременно обязанностями практикующего психолога являются:
- защита интересов ребенка;
- принятие в пределах своей компетенции самостоятельных профессиональных решений;
- вмешательство в те методы обучения и воспитания, которые не способствуют развитию ребенка и более того, наносят вред ребенку;
- содействие и принятие позитивных решений, касающихся судьбы ребенка;
- личное участие во всех видах экспертиз, связанных с обучением и воспитанием ребенка.