Человек в системе отношений
Человек является одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений: с одной стороны, каждый из нас является частью социальных отношений, а с другой - их создателем и творцом. Поэтому человека важно рассматривать в социальном контексте - контексте социальных отношений.
Проблема отношений человека с окружающим миром и самим собой рассматривалась В. Н. Мясищевым. По определению автора, отношение - это избирательная и осознанная связь человека со значимым предметом окружающей действительности, которая основана на индивидуальном опыте.
Отношение отражает связь объекта с окружающей средой: для человека, фиксация этой связи выражается именно в формировании отношения, поскольку человек реализуется в контексте окружающего мира как созидатель, создатель, а соответственно - роли объектов этой связи строго сформированы. Поскольку связь с объектами внешнего мира есть и у животных, но само животное ни к чему вовне само по себе не относится. Отношение всегда отражает субъектность, активное начало.
Отношения, по В. Н. Мясищеву, характеризуются направленностью на конкретный объект, избирательностью, целостностью и осознанностью. Автор отмечает, что отношения имеют двоякую структуру: с одной стороны, это объективная связь человека с предметом мира, а с другой - это отражение субъективной реальности.
Основные типы отношений
Содержание отношений и уровень отношений может быть разным: с одной стороны, человек является частью глобальных общественных отношений между социальными группами, а с другой - он является участником взаимоотношений между конкретными людьми внутри этих групп.
Человек является участником очень большого количества отношений: отдельные индивиды вступают в отношения друг с другом, социальные группы вступают в отношения друг с другом,
Личность взаимодействует с окружающим миром через систему объективных отношений, которые складываются между людьми в контексте совместной производственной деятельности и общественной жизни.
Объективные отношения реализуются в любой социальной группе, и их отражением являются субъективные межличностные отношения, которые выражаются в симпатиях-антипатиях, податливости или устойчивости по отношению к другим, активности-замкнутости в общении, совместимости-отсутствии совместимости по психофизиологическим особенностям.
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые проявляются объективно в особенностях взаимодействия людей. Межличностные отношения проявляются в социальных стереотипах, установках, ожиданиях, диспозициях.
Общественные отношения - это глобальный уровень отношений между социальными группами или людьми как представителями этих групп.
Такие отношения строятся на основе объективного положения, занимаемого человеком, т. е. его статуса, поэтому суть таких отношений - взаимодействие людей как представителей социальных ролей.
Межличностные и общественные отношения опосредствуют друг друга: вступая в контакт как представители социальных групп на общественном уровне люди формируют межличностные отношения, но в то же время и межличностные отношения определяют структуру общественных отношений.
Общественные отношения исследуются социологией, они представляют собой следующие уровни: экономические, социальные, политические, идеологические.
В рамках этих отношений люди соотносятся друг с другом как представители социальных групп, классов, профессий и т. д. Общественные отношения регулируются через социальные роли.
Понятие роли
Социальная роль - это понятие социальной психологии, отражающее фиксацию определенного положения за человеком в системе социальных отношений.
Социальная подразумевает реализацию конкретной функции в системе общественных отношений, которая закреплена нормативными социальными предписаниями, ожидаемыми со стороны общества к выполнению.
Поэтому можно сказать, что социальная роль - это общественно необходимый вид деятельности и способ поведения человека. Самыми простыми примерами социальных ролей являются: роль учителя, роль продавца одежды, роль повара. Роль учителя требует реализации следующих нормативных предписаний: обучение учеников, объяснение материала, проверка домашних заданий.
В обществе существуют образцы и эталоны поведения для каждой социальной роли, они подкрепляются средствами массовой культуры. Эти образцы и социальные ожидания формируют общий контур социальной роли, который не является зависящим от конкретного человека, это определенная оболочка.
Человек в силу своей индивидуальности может реализовывать эту роль сообразно ожиданиям, а может и нет, своей индивидуальность он задает репертуар социальной роли. В связи с этим, важным компонентом социальной роли является ее зависимость от социальной оценки: общество может одобрить или не одобрять реализацию определенных социальных ролей, например, ролей наркоманов, преступников и т. д. Нередко одобрение и неодобрение в разных социальных группах работает по-разному: в одной группе роль будет одобрена, в другой - нет.
Люди являются носителями большого множества социальных ролей, некоторые роли даются при рождении, например, быть женщиной, мужчиной, правителем.
Интересно, что будучи по сути своей безличной оболочкой, социальная роль имеет свою внутреннюю окраску благодаря индивидуальному воплощению каждой роли в конкретном человеке.