Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль социального психолога в сфере массовой коммуникации

Массовая коммуникация

Определение 1

Массовая коммуникация – это систематическое распространение большого количества информации посредством специальных технических средств с целью донесения ее до большой аудитории.

В современном обществе массовые коммуникации имеют большое значение и играют важную роль в политической и социальной сферах. Использование массовых коммуникаций в широких масштабах, направлено на выполнение ряда взаимосвязанных функций:

  1. Политическое и идеологическое влияние.
  2. Поддержание социальной общности.
  3. Осуществление своевременного и правдивого информирования.
  4. Просвещение и развлечение.

Конкретное содержание каждой функции, их наполнение во многом зависит от особенностей политического режима и национальной культуры общества.

С социально-психологической точки зрения, массовые коммуникации имеют ряд очевидных преимуществ перед традиционными видами коммуникаций (публичной и межличностной). Специфика массовой коммуникации заключается в том, что она имеет ряд психологических ограничений в возможностях. Данные ограничения во многом связаны с наличием барьеров и фильтров, обусловленных селективностью восприятия, внимания, запоминания и понимания, получаемой информации. Преодоление фильтров и барьеров исследуется политологией, социологией и психологией. Особое место в этом исследовании занимает психологическое просвещение, организуемое социальным психологом.

Психологического просвещения: общие положения

Определение 2

Психологическое просвещение – это реализация психопрофилактической работы через активные формы и сферы социальной деятельности, а также посредством массовых коммуникаций.

Основные задачи психологического просвещения:

«Роль социального психолога в сфере массовой коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Формирование необходимых психологических представлений и установок о значимости психологии в повседневной жизни.
  2. Осуществление информирования населения по различным психологическим вопросам.
  3. Формирование стойкой потребности в использовании знаний по психологии в повседневной жизни.
  4. Профилактика психологических проблем.

Основные формы психологического просвещения:

  • Индивидуальная форма – беседа, консультирование, тренинг и т.п.
  • Групповая форма – собрание, тематический групповой тренинг и т.п.
  • Массовые формы – публичные выступления, средства массовой коммуникации.

Осуществляя свою деятельность посредством массовых коммуникаций, социальный психолог зачастую занимает одну из двух позиций:

Первая позиция – социальный психолог выступает в качестве носителя и распространителя знаний по психологии и социальной психологии. Вторая позиция – социальный психолог выступает в качестве эксперта, имеющего необходимые специальные знания по социальной психологии.

Социальный психолог в сфере массовой коммуникации

Основные формы взаимодействия социального психолога в сфере массовых коммуникаций:

  1. Ведение постоянной рубрики, в рамках которой, он дает советы, разбирает сложные случаи, анализирует и обобщает практику.
  2. Высказывание своего экспертного мнения по конкретному вопросу или ситуации.
  3. Ответы на вопросы людей (на письма, звонки и т.д.).
  4. Организация проблемных выступлений, в которых могут принимать участие одновременно несколько специалистов из разных областей.
  5. Научные и справочные публикации в разных источниках (журналы, интернет блог и т.д.).
  6. Освещение хроники психологической службы.
  7. Специализированная рекламная, объявления и краткая информация.

Помимо взаимодействия с общественностью, посредством средств массовой коммуникации, социальный психолог организует профессиональную деятельность и по взаимодействию с корреспондентами. Это необходимо для того, чтобы поддерживать интерес к проблемам, относящимся к предмету социальной психологии. В зависимости от того как социальный психолог преподнесет корреспонденту проблему, какой интерес он у него вызовет, так она и будет подана и освещена в средствах массовой коммуникации (СМИ).

Кроме того, особое значение имеет и выбранная форма подачи информации. Так, в интервью можно достаточно хорошо осветить проблему, рассмотреть разные точки зрения, выслушать мнения других экспертов, в то время как в комментариях по обращению (письму или звонку), границы ответа четко ограничены по времени, здесь важна точность и краткость ответа. В статье социальный психолог имеет возможность самостоятельно изложить свою точку зрения, привести наиболее весомые на его взгляд, аргументы.

Замечание 1

Таким образом, выбор формы обращения к массам зависит в первую очередь от самого социального психолога, а также от масштабов той проблемы, которую он собирается рассмотреть и осветить.

Одной из проблем, с которой сталкивается социальный психолог, в своей профессиональной деятельности, в сфере массовых коммуникаций, является то, что не всегда сотрудники СМИ или люди, способны правильно сформулировать вопрос. Именно от формулировки вопроса зависит правильность и точность ответа.

Как показывает практика, чаще всего, самостоятельная запросная тематика провинциальных СМИ фокусируется вокруг тривиальных тем: любви, смерти и зрелищ или календарных дат. Так, запрос к социальному психологу может быть делегирован через СМИ извне, и он уже во многом напоминает так называемый «социальный заказ» прежних времен. В этом случае один и тот же запрос по одной тематики может поступать как к большому числу практических психологов, так и к смежным психологии специалистам. Это может привести к тому, что каждый специалист даст ответ на поставленный вопрос со своей точки зрения. Если ответы будут даны одновременно, но в разных источниках, то возможно, что подаваемая информация будет в итоге искажена, так как один человек прочитает мнение специалиста в журнале, другой прослушает по радио уже иную точку зрения и т.д. Поэтому очень важно, чтобы вся информация и проблемные вопросы из области социальной психологии рассматривались и обсуждались по заблаговременному согласованию. В этом случае, информация будет доходить до населения в нужном формате, и формировать правильное мнение.

Дата последнего обновления статьи: 28.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot