Массовая коммуникация
Массовая коммуникация – это систематическое распространение большого количества информации посредством специальных технических средств с целью донесения ее до большой аудитории.
В современном обществе массовые коммуникации имеют большое значение и играют важную роль в политической и социальной сферах. Использование массовых коммуникаций в широких масштабах, направлено на выполнение ряда взаимосвязанных функций:
- Политическое и идеологическое влияние.
- Поддержание социальной общности.
- Осуществление своевременного и правдивого информирования.
- Просвещение и развлечение.
Конкретное содержание каждой функции, их наполнение во многом зависит от особенностей политического режима и национальной культуры общества.
С социально-психологической точки зрения, массовые коммуникации имеют ряд очевидных преимуществ перед традиционными видами коммуникаций (публичной и межличностной). Специфика массовой коммуникации заключается в том, что она имеет ряд психологических ограничений в возможностях. Данные ограничения во многом связаны с наличием барьеров и фильтров, обусловленных селективностью восприятия, внимания, запоминания и понимания, получаемой информации. Преодоление фильтров и барьеров исследуется политологией, социологией и психологией. Особое место в этом исследовании занимает психологическое просвещение, организуемое социальным психологом.
Психологического просвещения: общие положения
Психологическое просвещение – это реализация психопрофилактической работы через активные формы и сферы социальной деятельности, а также посредством массовых коммуникаций.
Основные задачи психологического просвещения:
- Формирование необходимых психологических представлений и установок о значимости психологии в повседневной жизни.
- Осуществление информирования населения по различным психологическим вопросам.
- Формирование стойкой потребности в использовании знаний по психологии в повседневной жизни.
- Профилактика психологических проблем.
Основные формы психологического просвещения:
- Индивидуальная форма – беседа, консультирование, тренинг и т.п.
- Групповая форма – собрание, тематический групповой тренинг и т.п.
- Массовые формы – публичные выступления, средства массовой коммуникации.
Осуществляя свою деятельность посредством массовых коммуникаций, социальный психолог зачастую занимает одну из двух позиций:
Первая позиция – социальный психолог выступает в качестве носителя и распространителя знаний по психологии и социальной психологии. Вторая позиция – социальный психолог выступает в качестве эксперта, имеющего необходимые специальные знания по социальной психологии.
Социальный психолог в сфере массовой коммуникации
Основные формы взаимодействия социального психолога в сфере массовых коммуникаций:
- Ведение постоянной рубрики, в рамках которой, он дает советы, разбирает сложные случаи, анализирует и обобщает практику.
- Высказывание своего экспертного мнения по конкретному вопросу или ситуации.
- Ответы на вопросы людей (на письма, звонки и т.д.).
- Организация проблемных выступлений, в которых могут принимать участие одновременно несколько специалистов из разных областей.
- Научные и справочные публикации в разных источниках (журналы, интернет блог и т.д.).
- Освещение хроники психологической службы.
- Специализированная рекламная, объявления и краткая информация.
Помимо взаимодействия с общественностью, посредством средств массовой коммуникации, социальный психолог организует профессиональную деятельность и по взаимодействию с корреспондентами. Это необходимо для того, чтобы поддерживать интерес к проблемам, относящимся к предмету социальной психологии. В зависимости от того как социальный психолог преподнесет корреспонденту проблему, какой интерес он у него вызовет, так она и будет подана и освещена в средствах массовой коммуникации (СМИ).
Кроме того, особое значение имеет и выбранная форма подачи информации. Так, в интервью можно достаточно хорошо осветить проблему, рассмотреть разные точки зрения, выслушать мнения других экспертов, в то время как в комментариях по обращению (письму или звонку), границы ответа четко ограничены по времени, здесь важна точность и краткость ответа. В статье социальный психолог имеет возможность самостоятельно изложить свою точку зрения, привести наиболее весомые на его взгляд, аргументы.
Таким образом, выбор формы обращения к массам зависит в первую очередь от самого социального психолога, а также от масштабов той проблемы, которую он собирается рассмотреть и осветить.
Одной из проблем, с которой сталкивается социальный психолог, в своей профессиональной деятельности, в сфере массовых коммуникаций, является то, что не всегда сотрудники СМИ или люди, способны правильно сформулировать вопрос. Именно от формулировки вопроса зависит правильность и точность ответа.
Как показывает практика, чаще всего, самостоятельная запросная тематика провинциальных СМИ фокусируется вокруг тривиальных тем: любви, смерти и зрелищ или календарных дат. Так, запрос к социальному психологу может быть делегирован через СМИ извне, и он уже во многом напоминает так называемый «социальный заказ» прежних времен. В этом случае один и тот же запрос по одной тематики может поступать как к большому числу практических психологов, так и к смежным психологии специалистам. Это может привести к тому, что каждый специалист даст ответ на поставленный вопрос со своей точки зрения. Если ответы будут даны одновременно, но в разных источниках, то возможно, что подаваемая информация будет в итоге искажена, так как один человек прочитает мнение специалиста в журнале, другой прослушает по радио уже иную точку зрения и т.д. Поэтому очень важно, чтобы вся информация и проблемные вопросы из области социальной психологии рассматривались и обсуждались по заблаговременному согласованию. В этом случае, информация будет доходить до населения в нужном формате, и формировать правильное мнение.