Задержка психического развития (ЗПР) — это определенные нарушения нормального темпа психического развития.
Особенности детей с ЗПР
Термин «задержка психического развития» в качестве психолого-педагогической категории применяется только для определения нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если по завершению данного периода у ребенка остались признаки недоразвития психических функций, то можно говорить о конституциональном инфантилизме.
Среди клинических проявлений ЗПР можно выделить:
- Сниженная работоспособность;
- Отсутствие устойчивого внимания;
- Недостаток произвольной памяти;
- Отстающее развитие мышления;
- Дефекты произношения звуков;
- Своеобразное поведение;
- Ограниченный словарный запас,
- Ограниченный запас представлений и сведений;
- Отсутствие самоконтроля;
- Незрелая эмоционально-волевая сфера;
- Слабая техника чтения;
- Трудности в решении математических задач.
Причиной задержки психического развития может быть нарушение конституционального развития. Из-за таких нарушений дети начинают по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников (возникает так называемый гармонический инфантилизм).
Еще одна причина представлена различными соматическими заболеваниями. Такие дети физически ослаблены или имеют поражения ЦНС (например, ребенок с минимальной мозговой дисфункцией). У них значительно снижается работоспособность, память и внимание, проявляются проблемы с усвоением речевых навыков, навыков письма, счета и чтения. В дальнейшем можно говорить даже об эмоциональных и личностных нарушениях.
У такого ребенка не наблюдаются дефекты физического облика, при этом родители чаще всего высоко оценивают его способности, не замечая важного — отставания в развитии. В отношении развития своего ребенка самые первые тревоги у родителей возникают, как правило, при первом посещении детского сада, школы.
Роль семьи в воспитании ребенка с ЗПР
Семья является первой ступенью в жизни любого человека. Она направляет сознание с раннего возраста. От того, какие традиции приняты в семье, какое место ребенок занимает в ней, какова воспитательная линия членов семьи в отношении него, зависит многое.
Родители дают ребенку первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающем мире, умения и навыки жизни в обществе. По этой причине семья очень влияет на формирование готовности детей к обучению в школе, включая зависимость развития от характера отношений внутри семьи и от понимания родителями роли правильного воспитания.
Роль семьи в формировании личности ребенка с ЗПР заключается в том, что родители воздействуют на него постоянно, долгое время и в самых разных ситуациях и условиях. По этой причине невозможно недооценивать значение семьи, особенно при подготовке к школьному обучению.
В большей степени умственное воспитание ребенка можно определить влиянием, повседневно оказываемым на него родителями, самой атмосферой интеллектуальной жизни в семье, а также целенаправленной деятельностью взрослых в области удовлетворения познавательных интересов, расширения кругозора.
Формирование личности в первую очередь включает умственное развитие ребенка, которое зависит от способа удовлетворения в семье его духовных потребностей, организации его деятельности и принятой речевой среды.
Воспитание ребенка с ЗПР
М. И. Буянов рассматривал ряд условий, которые необходимо выполнять при воспитании ребенка:
- Эмоциональность взрослых в присутствии ребенка;
- Ясное, четкое, однозначное выражение своего отношения ко всему, что может стать объектом восприятия ребенка;
- Проявление ласки в отношении ребенка (формирование защищенности и уверенности в себе);
- Требования взрослых к ребенку должны учитывать его реальные возможности.
Воспитание в семье включает ту же жизнь и поведение, а также чувства к детям, которые часто сложны, изменчивы и противоречивы. Все родители не похожи друг на друга. Также не похожи один на другого и дети. Отношения с детьми, по аналогии выстраивания отношений с любым человеком, должны быть глубоко индивидуальны и неповторимы. Например, когда мама и папа совершенны во всем, знают правильные ответы на любые вопросы, то они навряд ли могут проявить при воспитании самую главную родительскую задачу, а именно, дать ребенку потребность к самостоятельному поиску и познанию всего нового.
Родители — это первая общественная среда ребенка. Их личности имеют решающее значение в жизни любого индивида. Не случайным является то, что к родителям (особенно к маме) мы в мыслях обращаемся в тяжелые минуты жизни. Наряду с этим чувства, которые окрашивают отношения ребенка и родителей, — это особенные чувства, отличающиеся от прочих эмоциональных связей.
Специфика чувств, проявляющихся между детьми и родителями, может быть определена тем, что родительская забота требуется для поддержки самой жизни. Нужда в любви со стороны матери и отца при этом является поистине жизненно необходимой потребностью маленького ребенка, особенно, если он имеет ЗПР.
Любовь ребенка к родителям всегда безусловна, при этом если в первые годы она призвана обеспечивать собственную жизнь и безопасность, то в процессе взросления все больше играет роль поддержания и безопасности внутреннего мира эмоций и психики человека.
Таким образом, роль родителей и их любви для детей с ЗПР представляет собой источник и гарантию благополучия. Она поддерживает телесное и душевное здоровье. Именно по этой причине первая и основная задача родителей заключается в формировании у ребенка с ЗПР уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Ни при каких условиях у особенных детей не должно проявиться сомнений в любви и поддержке родителей. Самой естественной и необходимой из всех обязанностей матери и отца является внимательное отношение к ребенку с ЗПР в любом возрасте.