Психолог (педагог) в системе инклюзивного образования — это практикующий психолог, который работает в системе образования, социальной защиты, лечебной педагогики.
Области применения профессии «психолог в сфере инклюзивного образования»
Психолог в сфере инклюзивного образования может работать в различных областях, включая образование, социальную защиту, медицину, полицию и службу исполнения наказаний, государственную службу и др.
Основная сфера работы — это образовательные учреждения (школа, интернат для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, коррекционные организации, специальные учебно-воспитательные и дошкольные учреждения открытого и закрытого типа и др.).
Говоря об инклюзивном образовании, нужно отметить, что оно представляет собой не только формирование технических условий для беспрепятственного доступа ребенка-инвалида в общеобразовательную организацию, но и специфику учебного процесса.
Психолог в инклюзивном образовании выстраивает обучение, учитывая психофизиологические возможности детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом само инклюзивное образование может стать многогранным и комплексным процессом, необходимым для совместного воспитания и обучения в среде нормально развивающихся сверстников. Такое психолого-педагогическое сопровождение дает возможность ребенку с ограниченными возможностями здоровья максимально просто прогрессировать в социальном развитии, основой которого является социальная адаптация.
Педагог-психолог, работающий в системе инклюзивного образования, — это специалист индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Такой специалист создает условия пациентам, используя психолого-педагогические приемы, которые ориентированы на их особые образовательные потребности. Он должен отслеживать социальную адаптацию детей, их поведение, психологическое развитие.
В последнее время можно наблюдать активное внедрение инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с отклонениями и ограниченными возможностями здоровья. Один из таких подходов представлен именно интегрированным (инклюзивным, включающим) образованием.
Вне зависимости от социального положения, расы или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей такой тип образования дает возможность каждому ребенку в удовлетворении своей потребности в развитии и равные права при получении образования, адекватного уровню его развития.
Ребенку с особенностями развития сегодня не всегда нужно учиться в специальном (коррекционном) учреждении. Напротив, в обычной школе сегодня появляется возможность получения более качественного образования, которое позволит ребенку лучшим образом адаптироваться к жизни. В этом деле помогают именно психологи инклюзивного образования.
Содержание деятельности психолога инклюзивного образования
Психолог инклюзивного образования должен быть в каждом учреждении, школе и другой образовательной организации. Профессия психолог инклюзивного образования в нашем государстве появилась буквально несколько лет назад. Примерно в начале 2000 годов в образовании стали уделять больше внимания проблемным детям. Исследователи отмечают, что лишь специалист в команде с другими профессионалами способен определить причину, по которой каждый отдельный ребенок отстает в развитии.
Среди направлений деятельности этого специалиста мы можем выделить:
- Психодиагностику;
- Психологическую помощь в сложных ситуациях (в рамках немедицинской психотерапии);
- Психологическую реабилитацию;
- Психологическое просвещение и консультирование;
- Психокоррекционную (развивающую) работу.
Психолог инклюзивного образования может работать в других областях деятельности, включая психологические, медико-педагогическую комиссии, психологические консультации и т. д.
Роль психолога в сфере инклюзивного образования и требования к нему
Концепция инклюзивного (интегрированного) образования предъявляет особенные требования к профессионально-личностной подготовке специалиста, имеющего основное (базовое) коррекционное образование. Это же касается и преподавателей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом в рамках профессиональной квалификации.
Базовый компонент представляет собой профессиональную педагогическую подготовку в области получения предметных, психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков. Специальный компонент включает следующие психологические (педагогические) знания:
- Понимание сущности и роли инклюзивного образования, его отличия от традиционных форм образования;
- Психологические закономерности и особенности возрастного и личностного детского развития в условиях инклюзивной образовательной среды;
- Методы психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
- Реализация различных способов педагогического взаимодействия для всех субъектов образовательной среды (ученики, каждый отдельно и в группах; родители; коллеги-учителя, специалисты, руководство).
Психолог инклюзивного образования проявляет доброжелательность и терпеливость к обучающимся. Ребенок не всегда готов идти на контакт с чужими людьми, а такой специалист чаще всего вызывает у него доверие и искренне сопереживает, пытаясь помочь. Работа психолога состоит в том, чтобы слышать проблемы других людей, для чего в инклюзивном образовании приветствуется гуманитарный и аналитический склад ума.
Психолог создает различные ситуации, придумывает игры, умеет реализовывать разные варианты педагогического взаимодействия для всех субъектов образовательной среды. Он занимается анализом индивидуального направления развития и формирует прогноз по каждому ребенку.