Цели и задачи деятельности педагога-психолога в ДОУ
Педагог - психолог в ДОУ – это специалист, который осуществляет работу с детьми, посещающими детский сад и имеющими нормальное развитие, он исследует их индивидуальные особенности, а не отклонения.
Педагог-психолог в ДОУ осуществляет работу с детьми, которые не имеют отклонений и дефектов в развитии, направленность его деятельности в основном состоит в изучении особенностей физического развития ребенка дошкольного возраста, а не его психологического состояния. Работая с детьми, педагог-психолог не ставит диагнозы, он лишь может предположить наличие определенного отклонения у ребенка и посоветовать родителям, обратиться к соответствующему специалисту. Ставить диагноз, и тем более, назначать какое-либо лечение, либо осуществлять коррекционную работу с детьми он не имеет права.
Цель работы педагога-психолога в ДОУ – сделать жизнь ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада более комфортной и удобной с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.
Задача педагога-психолога своевременно выявить скрытые причины определенных детских поступков, неудач, нарушений в эмоциональной и психической сферах, раскрыть особенности поведения ребенка. Все это необходимо для того, чтобы совместно с родителями и иными специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с имеющимися проблемами еще до его поступления в школу.
Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
Достижение цели и решение задач деятельности педагога-психолога осуществляется при организации работы по следующим направлениям:
Консультирование. Педагог-психолог ДОУ осуществляет консультирование родителей по заранее составленному плану, либо по «запросу родителей». Запланированные консультации педагог-психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, являются наиболее актуальными для ДОУ, конкретной возрастной группы и контингента родителей. Проведение консультаций по «запросу родителей» проводится на те темы, которые более всего волнуют родителей.
Диагностика – осуществляется педагогом-психологом на протяжении всего учебного года. Диагностика включает в себя осуществление контроля за динамикой успеваемости воспитанников, овладения ими различных умений и навыков. Диагностика выявляет соответствие уровня развития ребенка той программе, по которой работает педагог ДОУ.
Диагностика позволяет своевременно выявить проблемы в овладении ребенком знаний, умений и навыков в соответствии с его возрастом. Кроме того, проводится диагностика направленная на овладение ребенком навыков по самообслуживанию и на зрелость основных психических процессов. В случае, если на этом этапе выявляются какие-либо проблемы, то педагог-психолог совместно с воспитателем группы принимает соответствующие меры по их устранению.
Особо необходимо отметить значимость проведения комплексной диагностики, которую педагог-психолог проводит в конце нахождения ребенка в ДОУ. В ходе данной диагностики устанавливается уровень готовности ребенка к школьному обучению.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ. Выясняется отношение ребенка к группе, воспитателям, другим детям, устанавливаются особенности взаимоотношений между детьми в коллективе, выявляются лидеры и отверженные. На основании полученных сведений педагог-психолог, совместно с воспитателем группы, планируют работу, направленную на улучшение взаимоотношений между детьми.
В рамках данного направления работа осуществляется на протяжении всего учебного года. Кроме того, проводятся «ситуативные» исследования, в случае если затягивается процесс адаптации, у детей отмечаются страхи и тревожность.
Развивающая и развивающе-коррекционная работа – проводится в рамках индивидуальной работы. Ее значимость заключается в том, что каждый ребенок индивидуален и развивается по «своему маршруту». Кроме того, развитие психических процессов происходит скачкообразно, в этой связи иногда требуется «подтолкнуть» развитие определенной психической функции. С этой целью педагог-психолог планирует и проводит с детьми развивающую и развивающе-коррекционную работу, предварительно получив согласие на ее проведение от родителей.
Осуществляемая педагогом-психологом развивающая работа в рамках каждого учебного года планируется заново, выбирается основной акцент, на который будет поставлен основной упор.
Таким образом, направления деятельности педагога-психолога в ДОУ весьма разнообразны, все они имеют большое значение для успешности воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Индивидуальная работа с родителями
Особое место в деятельности педагога-психолога занимает индивидуальная работа с детьми и родителями.
Индивидуальная работа с родителями включает обсуждение особенностей развития ребенка, освещение индивидуальностей эмоционального и психического состояния ребенка.
Основные направления работы педагога-психолога с родителями детей, посещающих ДОУ:
- Вопросы адаптации ребенка к ДОУ.
- Обсуждение вопросов уровня развития психических процессов ребенка, их соответствие возрастным критериям.
- Эмоциональное и психологическое состояние ребенка.
- Уровень развития самооценки ребенка.
- Положение ребенка в группе.
- Особенности взаимоотношений ребенка с другими детьми группы и с воспитателями.
- Уровень тревожности или агрессии ребенка.
Если у родителей появилась проблема, и они готовы ее сформулировать, педагог - психолог постарается помочь выявить причины ее возникновения. С помощью надежных и апробированных методик, тестов и опросников он выработает рекомендации, следование которым поможет скорректировать нежелательные проявления в поведении ребенка. Психолог так же поможет подобрать литературу о развитии детей, об играх и пособиях для дошкольников.