Роль общения в психическом развитии человека. Виды общения
Общение – это сложный процесс установления, поддержания и развития контакта между людьми или группами.
Общение свойственно всем живым организмам, однако, только человек общается осознанно, используя вербальные и невербальные средства.
Главным инструментом общения является речь. В общении обязательно участие минимум двух субъектов: говорящего и слушающего. С помощью речи субъект может воплощать свои мысли в слова и передавать их другому человеку. Это происходит посредством кодирования высказываний, когда мысль переходит в систему кодов языка. Также существует обратный процесс, который называется декодированием.
Общение играет важную роль в процессе становления человеческой психики. Благодаря общению человек обучается, развивает свои познавательные способности и качества, формирует сознание.
Рассмотрим классификацию видов общения.
Виды общения:
- Когнитивное общение. Общение выполняет функцию передачи информации и интеллектуальных знаний от одного субъекта к другому;
- Материальное общение. Данный вид общения позволяет приобретать необходимые предметы;
- Кондиционное или эмоциональное общение. Представляет собой обмен эмоциональными переживаниями между субъектами;
- Мотивационное общение. Функцией является передача собственных желаний, стремлений, целей и интересов субъекта другому субъекту;
- Деятельностное общение. Представляет собой общение в процессе совместной деятельности субъектов, где происходит передача навыков и умений.
Средства общения
Под средствами общения понимают процессы кодирования, обмена, переработки и декодирования информации, которые происходят во время общения. Различают следующие средства общения.
Вербальные средства общения.
Выражаются речью и представляют собой слова, которые имеют определенные значения. Слова могут передаваться устно (произноситься вслух), письменно (используя письменную речь) или воспроизводиться про себя.
Вербальные средства общения позволяют обеспечить обозначением тот или иной предмет, явление, его признак или свойство, показать смысловые связи между различными словами, регулировать процесс общения, осуществлять коммуникацию между субъектами, давать оценку и обобщать свойства предметов или явлений.
Невербальные средства общения.
Представляют неречевые формы общения, такие как мимика, жесты, интонация и т.д. Стоит отметить, что во время речевого общения и говорящий, и слушающий осознает процесс, а при использовании невербального средства общения передача и приём информации происходит на бессознательном либо подсознательных уровнях.
Невербальные средства общения позволяют сформировать психологическое взаимодействие между контактирующими субъектами, улучшать ясность передачи значений слов, выражать эмоциональные переживания, оказывать помощь в учебе, оперативно передавать информацию об отношении к ситуации, взаимодействовать с глухими и слабослышащими людьми.
Влияние общения на психическое развитие человека
«Дети-маугли» являются детьми, прожившими значительный период времени среди животных, зачастую среди волков. Они являются объектом внимания большого количества ученых и исследователей. Ученые-психологи диагностируют у таких детей явное и необратимое недоразвитие. Неоспоримым фактом является то, что развитие ребенка среди животных сильно отличается от развития обычных детей. Они копируют повадки животных, которые их вскормили, и полностью от них зависят.
Таким образом, наличие «детей-маугли» подтверждает теорию о том, что при отсутствии у человека возможности общаться с другими людьми, он не может получить нормального психического развития.
Влияние общения на психическое развитие человека подтверждает также явление госпитализма. Впервые явление госпитализма было обнаружено при создании частных и государственных приютов в связи с большим количеством сирот. Через некоторое время в них наблюдалась большая смертность детей, особенно младенцев. Выжившие дети отличались отставанием в психическом и физическом развитии от своих сверстников, живших в семьях. Они не имели навыков самообслуживания, были не опрятны, практически не говорили, плохо слушались, были чрезмерно пассивны или агрессивны. Главной причиной такого состояния детей была недостаточность общения ребёнка и взрослого или «дефицит общения».
Следовательно, недостаток контакта со взрослыми негативно влияет на психическое развитие ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте.
Патологии понимания речи
Процесс понимания речи может нарушаться из-за значительных нарушений в мозге. Эти нарушения могут выражаться в виде умственной отсталости, как одной из форм снижения умственной деятельности. При этом снижается понимание отдельных слов до низкого уровня, отсутствует понимание переносных или абстрактных значений слов, для понимания необходима конкретика. Основным представлением о значении слова выступает наглядно-образное мышление.
При высказывании простой структуры речи, субъект, который обладает определенными нарушении, в состоянии понять его смысл, однако, при использовании сложных конструкций понимание становится невозможным и заменяется предположениями субъекта.
Поражения коры левой височной области приводит к нарушению восприятия звуковой формы слова, субъект слышит слова неотчетливо, что приводит к замене этого слова на схожие по звучанию.
При поражениях теменно-затылочного отдела левого полушария нарушается восприятие логико-грамматических конструкций, но сохраняется понимание простых.
При поражениях лобных долей мозга приводит к пониманию высказываний слишком буквально, т.е. субъект не может понять глубокий смысл и мораль пословиц, басен и т.д. Понимание сводится к констатации фактов.
Особую форму отклонений понимания можно наблюдать у людей с различными психическими заболеваниями, зачастую с шизофренией.