Роль мышления в познании человеком окружающего мира
Помимо ощущения и восприятия огромную роль в психическом развитии человека играет мышление. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо не только познание единичных объектов или явлений, но и возможность прогнозировать их последствия, а также рассуждать о других объектах или явлениях того же рода.
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, которая отражает реальные связи между объектами и явлениями окружающего мира.
Стоит отметить, существенное различие между восприятием и мышлением. Для восприятия характерно отражение в форме воздействия на органы чувств. В ходе мышления человек отражает не только определенные особенности, но суть данного объекта или явления, а также его отношение с другими явлениями либо объектами.
Влияние мышления на познание внешней среды
Большой вклад в изучение мышления внес швейцарский ученый-психолог Жан Пиаже. Он занимался исследованием развития мышления у детей. Пиаже рассматривал мышление как самопроизвольный и закономерный процесс, который у детей значительно отличается от взрослых и постепенно меняется в течение периода взросления. Как правило, ребенок познает окружающий его внешний мир вначале с помощью действий, далее – с помощью образов, затем осуществляется переход к абстрактному мышлению.
Существуют схемы действий, которые позволяют ребенку решать различные познавательные задачи. Эти схемы постепенно усложняются по мере взросления ребенка, но всегда работают два ведущих механизма. Первым механизмом является ассимиляция. При ассимиляции новая задача подгоняется под старые пути решения, при этом схемы действия не меняются. Второй механизм – аккомодация, при аккомодации схемы действия изменяются до того момента, когда их можно применять к новой задаче. Совокупность ассимиляции и аккомодации представляет собой адаптацию. Завершением адаптации является равновесие, при котором схемы действия ребенка и задачи находятся в равновесном состоянии. Согласно Ж. Пиаже, на каждом этапе развития личности человека данное равновесие нарушается и позже восстанавливается, но уже на более высоком уровне.
Ж. Пиаже выявил четыре стадии когнитивного развития детей. Рассмотрим их подробнее:
- Стадия сенсорномоторных операций. Для данной стадии характерны действия с конкретным воспринимаемым материалом, к примеру, с изображениями или объектами различного цвета или формы. Она проявляется у детей до двух лет. На этом этапе отсутствуют представления и нет необходимости в использовании речи. Ключевым направлением интеллектуальной деятельности и поведения является восприятие и координация движений;
- Стадия дооперационального интеллекта. Она охватывает период жизни человека от 2 до 7 лет. Эта стадия характеризуется овладением речью и способностью к представлению. Здесь действия могут заменяться на определенный знак, например, словом или образом. Как правило, применяется термин «репрезентативный интеллект», который определяется как мышление с использованием представлений. Следует отметить специфичность детской логики, которое характеризуется сильным образным аспектом и слабым словесным мышлением. Основная масса детских суждений представляет собой суждения по сходству и аналогии. Для данной стадии следует также выделить детский эгоцентризм, который зачастую определяется как позиция ребенка воспринимать всё происходящее вокруг на свой счет;
- Стадия конкретных операций. Представляет собой период взросления ребенка от 8 до 11 лет. На этом этапе формируются способности к рассуждению, доказательству и соотнесению различных мнений. Логические операции также требуют наглядности, поэтому они носят название конкретные;
- Стадия формальных операций. Характерна для возраста от 12 до 15 лет. Подросток уже не нуждается в привязке к объекту. Это определяет окончание этапа становления логического мышления. Подросток мыслит уже как взрослый человек. Он использует логические отношения, абстрактные понятия и обобщение. Постепенно он приходит к самоосознанию.
Согласно позиции Ж. Пиаже стадия формальных операций достигает своего пика в возрасте 14-15 лет. Однако, следует отметить, что другие ученые отмечают, что не все люди имеют способность к абстрактному мышлению. На развитие формального мышления оказывает влияние множество факторов, такие как образование, приобретенный опыт, мотивация, интересы, а также социокультурный фактор.
К основным формам абстрактного мышления относят понятия, суждения и умозаключения. Понятие представляет собой форму мышления, при которой отражаются общие свойства и признаки объектов посредством слова. Под суждением понимают форму мышления, отражающую связь между понятиями, которая может быть выражена через утверждение или отрицание. Умозаключение является формой мышления, где из нескольких суждений рождается новое заключение.
Особенности мышления
Мышление имеет определенные особенности, такие как:
- Процесс мышления всегда имеет опосредованный характер. В процессе мышления субъект берет во внимание не только непосредственное ощущение и восприятие, но и приобретенный опыт;
- Человек в процессе мышления может использовать приобретенную информацию о законах природы и социума. В них отражаются общие связи и закономерности внешней среды;
- Мышление может исходить от «живого созерцания», но не сводиться к нему. Таким образом, отражение связей и отношений может применяться для похожих объектов или явлений;
- Мышление представляет собой отражение связей и отношений между объектами в словесной форме. Здесь стоит отметить, что мышление и речь неразрывно связанны между собой. Процесс мышления происходит с помощью слов, это позволяет облегчить процессы абстракции и обобщения;
- Процесс мышления человека связан с его практической деятельностью. В процессе трудовой, учебной и других видов деятельности человек сталкивается с большим количеством новых задач, которые требуют мыслительной деятельности.