Креативная (творческая) функция сознания – это функция, которая отвечает за создание ранее неизвестных, новых понятий и образов. Это происходит с помощью мышления, интуиции и воображения.
Сущность и характеристики креативной функции
Все основные человеческие достижения, которые преобразуют мир, представляют собой результат креативности, активной реализации творческого потенциала человека, который прилагается к соответствующей области деятельности.
В условиях современности более интересна точка зрения через креативный (творческий) аспект, проявляющийся во всех областях жизни и характеризующийся созидательным направлением деятельности людей.
Исследование сознания в рамках значения креативной функции личности актуально в психогенезе человека. Это можно объяснить тем, что феномен представляет значение для:
- Познания внутреннего мира собственного «Я»;
- Роста созидательной и деятельной функции человеческого сознания;
- Освоения современного сценарного опыта социальных жизненных ролей, включая адаптацию во внешнем мире и выбор стратегий поведения;
- Развития способности интуитивно чувствовать правильное направление мысли и действовать верно;
- Умения создавать огромное число идей и выбора самых оптимальных и эффективных, в первую очередь, в рамках бизнес-среды;
- Умения в менеджменте видеть возможности, которые не смогли увидеть другие.
Сущность креативной функции заключается в преобразовании и освоении мира людьми в среде обитания осознанно. Креативное мышление характеризуется в качестве способности осуществлять нешаблонный анализ, преодолевать стереотипы, устанавливать разнообразные связей между объектами и их свойствами, обобщать явления, которые не связаны очевидной связью. Проявление креативности происходит почти во всех психических процессах человека, включая его чувства и ощущения.
Творчество и креативность способны характеризовать личность в целом, а также ее отдельные стороны, продукты деятельности и процесс их создания. В рамках чувств проявление креативности характеризуется утончённостью и тонкостью, а также широкой и разнообразной гаммой переживаний, высоким уровнем развития интеллектуальных эмоций, которые могут возникать у человека при протекании процессов мышления и воображения.
Еще Кантом творчество рассматривалось как предметно-преобразовательная деятельность, меняющая мир и создающая новый. Проведение анализа многогранного проявления креативности в различных сферах и сторонах личности дало возможность определить ее суть.
Сущность креативности заключается в ярко выраженной индивидуальности человека, который способен отходить от стереотипной формы поведения, желает и готов всегда следовать собственным путем. Самоактуализирующиеся личности проявляют интегрированность, становятся более открытыми опыту, спонтанными и независимыми от низших потребностей, раскрывая свои возможности.
Концепции креативной функции
К. Роджерсом была создана концепция актуализирующейся тенденции. В ее состав была включена не только мотивация, потребность, редукция напряжения, но и креативность в качестве поиска возможности получать удовольствие.
Создание самых лучших условий жизни для человека происходит по причине полного функционирования личности тогда, когда она легко и свободно способна выражать собственные чувства, жизненные сценарии. Такая личность эмоционально независима и проживает жизнь в качестве позитивного и созидательного процесса, направления, а не места назначения.
Неприспособленные люди представляют себя, как защищающиеся, суетливо поддерживающие свою жизнь, а не улучшающие, живущие по плану, манипулируемые, зависимые личности с отсутствием креативности. Они противопоставляются полностью реализованной личности, которая имеет эмоциональную свободу и активно открыта новому опыту, разнообразному творчеству сфер своей жизни.
Креативность можно считать важной характеристикой самоактуализации, качеством, которое можно использовать в отношении любой решаемой жизненной задачи. Она зависит от интегрированности человека и способности разглядеть, слышать или чувствовать, то, чему он не был научен, или не обрел в жизненном опыте.
Человеческая жизнь наполнена задачами, которые нужно своевременно и оперативно решать. Именно креативность способствует решению возникших задач творчески и разнообразно. Она делает жизнь более разнообразной, помогая определить пути самореализации.
Креативная функция играет большую роль в бизнес-среде (например, для решения управленческих задач). Умение выбрать необычный ход, мотивацию или инновационное решение способствует максимально лучшему ведению бизнеса.
Креативную функцию современного человека можно развивать и совершенствовать, для чего необходимо приложение желания учиться и учить, в первую очередь, ориентируясь на андрагогический подход. А. Маслоу считал креативность творческой направленностью, врождённо свойственной всем людям, но теряемой под влиянием внешней среды.
Сегодня существует множество методов и методик в области развития креативности. Так, Г. Альтшуллер определял креативность как «вдохновение по заказу». Он разработал методы, которые вошли в систему ТРИЗ и обрели огромное число последователей.
Можно выделить несколько методов, способствующих генерации необходимой креативно мысли и, как следствие, эффективного действия:
- Метод гирлянд ассоциаций и метафор, представляющий собой эвристический метод творчества в виде развития;
- Мозговой штурм, являющийся одним из самых распространённых и используемых методов в бизнесе;
- Теневая мозговая атака, которая представляет собой разновидность мозгового штурма, ориентирующуюся преимущественно на обучение и тренинг творческих способностей;
- Метод фокальных объектов, заключающийся в поиске новых идей с помощью присоединения к заданным темам свойств или признаков случайных объектов.