Психология — это наука, выявляющая и изучающая закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания индивида. Психика является свойством головного мозга, которое обеспечивает людям и животным способность отражать воздействие предметов и явлений окружающего мира.
Предмет и задачи психологии
Психология — это наука, которая, в первую очередь, занимается исследованием психики человека. Психика характерна не только для человека, следовательно, в психологии в любом случае необходимо учесть общность психики животного и человека. Психика отличается многообразием в своих формах и проявлениях.
Человеческая психика включает в себя все сознательное, в том числе ощущения и восприятие, внимание и память, представления и воображение, память и мышление и др. Она состоит из всего того, что составляет субъективный и полностью контролируемый внутренний мир личности, проявляющийся через действия и поступки, взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.
В целом сознание индивида считается высшей стадией развития психики и продуктом общественно-исторического развития, результатом всестороннего совершенствования в процессе труда.
Психология также исследует такие явления, как личность, бессознательное, деятельность, поведение. Бессознательное в соответствии с определением психологии является формой отражения действительности, в процессе которого человек не осознает источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.
Психологической наукой рассматривается каждый человек в качестве самостоятельной личности, для которой характерны соответствующие индивидуальные и социально-психологические особенности. Личность занимается конкретной деятельностью, которая состоит в совокупности действий, сконцентрированных на удовлетворении его потребностей и интересов. В свою очередь поведение является внешним проявлением психической активности человека. Оно состоит из непосредственных поступков и действий.
Основная задача психологии в качестве науки представлена исследованием объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Они представляют собой отражение непосредственного воздействия объективной действительности и взаимодействия людей.
Есть еще ряд других задач, которые ставит перед собой психология:
- Исследование качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;
- Анализ становления и развития психических явлений и процессов;
- Изучение физиологических механизмов, которые лежат в основе психических явлений;
- Помощь в планомерном внедрении научных знаний и представлений психологической науки в практическую жизнь и деятельность людей и др.
Роль психологии в жизни общества
В последние годы можно увидеть активное развитие психологии как научного направления. Развивается ее академическое и прикладное направление, что связано с появлением многообразия теоретических и практических задач. В России интерес к психологии очень велик, что характерно для всех отраслей современного общества (например, образование, политика, медицина, спорт, экология, искусство, бизнес и др.).
Основная задача психологии — это исследование законов психической деятельности в ее развитии. На протяжении последних десятилетий существенно расширяется диапазон и направления психологических исследований благодаря появлению новых научных психологических дисциплин. Происходит изменение понятийного аппарата психологической науки, разработка новых парадигм, выдвижение новых гипотез и концепций. Теоретическая и практическая психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными, которые получены в ходе научных исследований. Сегодня также растет потребность в последующей, более глубокой разработке методологических проблем.
Что касается предмета изучения, области явлений, которые изучает психология, то они огромны. Психология рассматривает процессы, состояния и свойства человека, которые обладают различной степенью сложности, начиная с элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, и заканчивая борьбой мотивов личности. Некоторые явления и процессы достаточно хорошо исследованы, другие же только лишь находятся на этапе изучения. Здесь имеет большое значение не просто обобщённое абстрактное описание исследуемых проблем, а процесс сопоставления и интеграции накопленных знаний, включая их систематизацию. Конечной целью научного направления считается раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений. По этой причине проявляется множество проблем, имеющих методологический характер.
Для общества имеет огромное значение близкая связь психологии с педагогикой. В этой связи особенно наглядно можно увидеть практическое (прикладное) значение психологии. Если педагогика не будет брать за основу знания о природе психологических процессов и явлений, то она может превратиться в простую систему педагогических советов и рецептов, переставая быть подлинной наукой, которая способна оказать эффективную и действенную помощь.
В развитии всех сфер педагогики появляются проблемы, которые требуют тщательного психологического исследования. Учет законов протекания психических процессов, динамика формирования знаний, навыков и умений, природа способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения фундаментальной педагогической проблемы. Она состоит в определении содержания образования на соответствующих этапах обучения.
Современная психология располагается на пересечении многих наук, поэтому играет большую роль для общественной жизни. В большинстве своих связей с другими научными направлениями психология сохранила собственный предмет, теоретические принципы и методы.