Сущность общения
Общение – это эмоциональное, информационное и предметное взаимодействие, в ходе которого осуществляется реализация, проявление и формирование межличностных взаимоотношений.
В процессе общения взрослого и ребенка раннего возраста происходит формирование определенных взаимоотношений, которые в первую очередь зависят от характера отношений ребенка со взрослым и окружающим его миром. Кроме того, в ходе общения формируются личностные качества ребенка.
Именно от того, какие отношения установлены между ребенком и взрослым зависит характер общения. Отношения могут быть доверчивыми и приязненными, равнодушными и заинтересованными, спокойными и неспокойными и т.д. В этой связи выделяют ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на отношения ребенка и взрослого:
- Биологический фактор – это фактор, который представлен ролью родителей и близких родственников в жизни ребенка раннего возраста. Для ребенка окружающие его люди очень ценны, он их любит и нуждается во взаимодействии с ними.
- Социальный фактор – каждый ребенок с самого своего рождения нуждается в общении, ввиду этого он тянется к окружающим людям, ему нужно общение с ними.
Таким образом, общение в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение. Характер общения во многом зависит от отношения ребенка к взрослому.
Этапы развития потребности в общении со взрослыми у детей раннего возраста
Общение представляет собой одну из основных потребностей ребенка раннего возраста. Это обусловлено с тем, что он связывает общение со взрослым в первую очередь с возможностью осуществления определенного вида деятельности. Посредством общения ребенок познает мир и самого себя.
Современная психология различает несколько последовательных этапов в развитии потребности в общении ребенка раннего возраста со взрослыми:
- Потребность в доброжелательном отношении и внимании со стороны взрослого. Особенно это важно для детей первого года жизни.
- Потребность в соучастии и сотрудничестве со взрослым. В первый год такое общение представлено в основном хватанием и мимикой ребенка.
- Потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Данная потребность основана на познавательной деятельности ребенка раннего возраста и направлена на установление чувственных связей с ребенком. Ребенок стремится не просто установить отношения со взрослым, но и сделать так, чтобы данные взаимоотношения были разнообразные и несли в себе различный эмоциональный заряд.
- Потребность в сопереживании и взаимопонимании взрослого. Данная потребность возникает у ребенка раннего возраста в процессе овладения им норм и правил поведения в обществе.
Таким образом, эмоциональные контакты ребенка раннего возраста и взрослого оказывают стимулирующее влияние на становление вербальной функции, в результате чего у ребенка возникает потребность в полноценном овладении речью.
Развитие эмоционального общения со взрослыми у детей раннего возраста проходит через ряд форм:
- Первая форма общения - ситуативно-личностная. Первоначально такое общение основано исключительно на эмоциях, когда взрослый улыбается ребенку, а он ему отвечает улыбкой, машет ручками и ножками. Позднее ребенок уже самостоятельно начинает проявлять радостные эмоции, с целью привлечения взрослого и общения с ним.
- Вторая форма общения - ситуативно-деловая. Данная форма в отличие от предыдущей отличается тем, что ребенку помимо эмоций необходимо непосредственное взаимодействие со взрослым в процессе общения, которое заключается в объятиях, поглаживании и т.д. То есть, взрослый становится интересным не сам по себе, а потому, что он обладает определенными качества, умеет совершать действия с предметам и т.д. На первое место выходят деловые мотивы общения.
Значение второй формы общения для психического развития ребенка раннего возраста обусловлено следующими аспектами:
- ребенок совместно со взрослым учится овладевать и действовать различными предметами (игрушки, бытовые предметы и т.д.);
- ребенок проявляет активность и самостоятельность в манипуляции предметами, что позволяет ему чувствовать себя независимым от взрослого;
- появляются первые слова, которые ребенок произносит чтобы привлечь внимание взрослого и получить желаемое.
Влияние эмоционального общения на развитие детей раннего возраста
Значимость эмоционального общения ребенка раннего возраста со взрослым состоит в том, что ребенок никогда не сможет овладеть речью самостоятельно, ему необходима для этого поддержка и побуждение со стороны взрослого. Общаясь с ребенком, взрослый ставит перед ним определенную задачу, решение которой возможно только посредством общения.
Например, взрослый показывает ребенку игрушку и просит назвать ее. В случае, если ребенку неизвестна игрушка, то взрослый ее называет и просит повторить. Все это способствует не только развития специфического человеческого общения, но и оказывает положительное влияние на развитие мышление и саморегуляции речи.
Таким образом, основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения с взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становится уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Особое значение имеют эмоции, которые сопровождают общение ребенка и взрослого.