Родительские установки это определенный взгляд отцов и матерей на свою роль в качестве родителей, а также стереотипный набор правил поведения, которые родители прививают своим детям.
Подходы к исследованиям родительских установок
Установки и качество детско-родительского взаимодействия в семье формируют в дальнейшем всю совокупность межличностных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Они влияют на социальные компетенции детей, аспекты их эмоционально-личностной сферы.
Понятие родительского отношения включает установки родителей, которые воздействуют на стиль взаимодействия с ребенком. Анализ вопросов родительства и семейного воспитания осуществляется в смежных по своей сути областях, центр внимания в которых представлен человеком.
В философском плане большое внимание сторонам семейного воспитания уделял такой ученый, как М. Монтень. Он отметил необходимость в душевных беседах родителей с детьми и не признавал в воспитательном процессе никакого силового воздействия. Проблема семейного воспитания, включая материнскую и отцовскую роль в нем, подробно анализировал И. С. Кон в культурологическом аспекте.
И. С. Кон обращал внимание на то, что в каждой культуре стиль родительства предопределяются ожиданиями от ребенка той социальной группы, к которой он относится. Установка роли отца, матери и ребенка производится в зависимости от преобладающих общественных интересов и традиций.
C точки зрения культурологического подхода, М. Мид отмечал, что родительское отношение, установки и модели воспитания для каждой народности становятся элементом определенной культуры. Вне ее они не всегда могут быть поняты.
Проблема семейного воспитания рассматривается и в социологии. Здесь родительское отношение и установки часто определяются в историческом ключе. В русле рассмотрения динамики института семьи и родительства особую роль играют труды различных ученых по истории семьи в России.
Установки в семье формируются в онтогенезе, который включает следующие стадии:
- Добрачное общение;
- Заключение брака (формирование супружеских ролей, ожиданий и позиций);
- Стадия молодой семьи, когда принимается решение о продолжении рода;
- Зрелая семья, которая выполняет все свои функции.
Если на третьей стадии семья пополняется новым членом, то на последней она дополняется новыми личностями. В этом процессе происходит изменение ролей родителей.
Особенности родительского отношения к ребенку-инвалиду в семье
Особенности детско-родительского взаимодействия в семьях, которые воспитывают ребенка-инвалида, имеют определенную специфику. Она связана со сложностями самой ситуации инвалидности ребенка, родительской растерянностью, потребностью в помощи со стороны общества.
Термин «инвалид» происходит из латинского языка и в буквальном смысле означает «непригодный», «неполноценный». Инвалидами называют детей, которые имеют физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности. Инвалидность представляет собой стойкое нарушение (снижение или утрату) общей трудоспособности. Это происходит по причине перенесенного заболевания или травмы.
Установки родителей в отношении детей-инвалидов связаны с отношением к потере или нарушению психологической, физиологической или анатомической структуры (функции), ограниченностью или отсутствием способности самостоятельно осуществлять функции жизнеобеспечения. Для такой ситуации присущи трудности, которые вытекают из недостатков, полностью или частично мешающих индивиду жить полноценной жизнью.
Старые установки, преобладающие в обществе, характеризовались восприятием инвалидности в качестве «ярлыка». Сегодня эта установка постепенно меняется на тенденцию стратификационного анализа инвалидности. Его предмет состоит в социальном статусе детей и взрослых с ограниченными возможностями, включая необходимость их социальной интеграции.
Установки на проблему инвалидности со стороны родителей ученые рассматривают теперь не с точки зрения патологичности ребенка, которого нужно лечить, а с позиции исследования процесса повседневного взаимодействия родителей и детей в ситуации инвалидности. В этом деле большую роль играет психологическое сопровождение насущных трудностей, развитие и внедрение эффективных стратегий адаптации и системы поддержки.
Особенности установок родителей детей-инвалидов и стратегии воспитания
Установки родителей в отношении ребенка-инвалида становятся важными, когда в ситуации инвалидности он оказывается с момента рождения или по причине перенесенного заболевания (травмы). Детям очень важно, чтобы близкие взрослые относились к ним с теплом и вниманием, уважая потребности и оказываясь чуткими к эмоциональному состоянию.
Эмоциональный тон отношений в семье, которая воспитывает ребенка-инвалида, некоторые ученые предлагают рассматривать в виде шкалы. На одном из ее полюсов находятся максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом могут быть далекие, холодные и враждебные отношения.
В первой ситуации в качестве основных средств воспитания выступает внимание и гиперопека, а во второй - строгость и эмоциональная отстраненность матери и отца. От этих шкал зависят и установки родителей. Ребенок, который лишен родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение и устойчивый положительный образ «Я».
Родительские установки могут определяться с помощью характера эмоциональной связи (эмоциональное принятие со стороны родителей, привязанность со стороны ребенка). Особенность детско-родительских отношений, если сравнивать их с другими типами межличностного взаимодействия, представлена высокой степенью значимости для родителей и детей.