Понятие рефлексии
Рефлексией называют разновидность сознания личности. Точнее говоря это процесс сознания, направленный на знание.
Философ Джон Локк дал такое понятие рефлексии — это процесс наблюдения, в котором ум осознаёт свою деятельность.
К рефлексии можно отнести процессы мышления, сомнения, веры, рассуждения, познания, желаний и других внутренних чувств.
Существует два уровня рефлексии:
- 1 характеризуется восприятием, мыслями и желаниями;
- 2 уровень характеризуется наблюдением или созерцанием структур 1 уровня.
Таким образом рефлексия занимается изучением закономерностей, которые свойственныпсихологическим особенностям человека и включает в себя самонаблюдение.
Многие авторы занимаются исследованиями понятие рефлексии. Они считают что рефлексивные функции ставят личность человека в позицию наблюдателя в отношении своей мыслительной деятельности.
Рефлексия может выполнять следующие функции:
- благодаря ей человек сознательно планирует, регулирует и контролирует свое мышление, таким образом осуществляется взаимосвязь мышления с саморегуляцией;
- оценивает и исследует не только истинность умозаключения, но и логическую последовательность;
- находит решения и ответы на сложные поставленные задачи.
Типы рефлексии
В психологии выделено несколько типов рефлексии:
Оперативная рефлексия относится к психологии управления, педагогическому направлению, психологии формирования коллективной деятельности и организации совместных взаимодействий. При этом происходит процесс высвобождения субъекта и его деятельности, выход в новые позиции с целью взаимопонимания и согласованности совместных взаимодействий. И здесь важен результат рефлексирования, а не сам процесс.
Коммуникативная рефлексия исследует социально-психологические и инженерно психологические связи с проблемами нарушения психики. Данный тип рефлексии является важным составным звеном общения и внутреннего восприятия в процессе познания одного человека другим человеком.
К коммуникативному аспекту рефлексии относятся:
- познавательная функция;
- регулятивная функция;
- функция развития.
Данные функции показывают смену представлений о личности на адекватное восприятие ситуации. Они проявляются во время противоречий представлений личности и специфических психологических факторов.
Личностная рефлексия ведет наблюдение за своими поступками, образами собственного я. Ведется анализ связи проблем развития и деградации, а также коррекция самосознания личности и механизмов формирования личностных образов.
Существуют следующие этапы личностной рефлексии:
- состояние тупика и поиск решений сложных задач и ситуаций;
- поиск личных шаблонов поведения и их обнаружение;
- осознание собственных стереотипов и взгляд на себя со стороны.
Интеллектуальная рефлексия занимается знаниями об объектах и способах взаимодействия с ними. Она рассматривает взаимосвязь проблем организации и переработки информации, а также ведет разработку методов решения основных задач.
В дополнение к основным четырем видам рефлексии относят следующие второстепенные:
- экзистенциальная;
- культуральная;
- саногенная.
Рефлексия для самопознания
Данный процесс имеет сходство с механизмом идентификации. С раннего детства ребенок может идентифицировать себя, а первые зачатки рефлексии появляются у детей дошкольного возраста. В процессе жизни рефлексия мало развивается и остается чаще всего на низком уровне. Так можно объяснить искаженное восприятие сознанием внешнего мира, в том числе и слабое самоосознание.
Можно различить три уровня рефлексии:
- отражение и последующее самостоятельное конструирование личностных образов;
- осознание себя как отдельной личности, отличной от остальных;
- отношение к себе как к субъекту коммуникативной связи, при этом ведется анализ возможностей и результатов личного влияния на окружающий мир.
В итоге процесса проведения рефлексии происходит глубокое понимание личностных особенностей другого человека и собственных черт и свойств личности.