Внимание — это избирательная направленность восприятия на определенный объект, повышенный интерес к нему для получения необходимых данных. Изменение внимания выражено через изменение переживания степени ясности и отчётливости
Понятие, виды и свойства внимания
Внимание является необходимым качеством, которое необходимо развивать с раннего возраста, поскольку оно будет способствовать успеху в усвоении нового материала, формированию умения использовать на практике уже имеющиеся знания.
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает без сознательно поставленных задач, целей и какого-либо волевого усилия. Произвольное внимание представляет собой целенаправленную сосредоточенность сознания на объектах с использованием волевых усилий (целей, мотивов, установок).
Механизм представлен второй сигнальной системой (первая сигнальная система — ощущения — яркое, необычное, внешний раздражитель; вторая сигнальная система — речь).
В период школьного обучения ребенок совершенствует произвольное, сознательно управляемое внимание. Это происходит через направление и сосредоточение своей психической деятельности, а также поведения на некоторый объект или стимул.
Для внимания характерны свойства, которые можно оценить с качественной стороны. Его характеризуют:
- концентрация (сосредоточенность),
- устойчивость,
- распределение,
- объём,
- переключение.
Некоторые исследователи выделяют такое свойство внимания как оперативная подвижность. Она представляет собой специфическую динамическую характеристику внимания, которая возникает в ситуациях, которые требуют быстроты ориентировки в меняющихся условиях, а также предполагает гибкое регулирование процесса сосредоточения.
Концентрация внимания характеризуется степенью сосредоточенности субъекта на объекте или отвлечением от всего постороннего, что не связано с определенным объектом. Ребенок с легкостью концентрирует свое внимание на том, что ему нравится и что он хочет. Он мгновенно становится рассеянными в отношении того, что не представляет для него интереса и чем заниматься он не хочет. К концентрации внимания ребенка надо приучать.
Особенности внимания у младших школьников
У детей младшего школьного возраста развитие произвольного внимания тесным образом связано с развитием ответственного отношения к обучению. Ученик без чувства ответственности внимательно может работать лишь с интересным материалом.
В этот период развитие произвольного внимания происходит вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания здесь ограничены. Если старшие школьники или подростки могут заставить себя сосредоточиться на неинтересных и трудных действиях ради результата в будущем, то младшие школьники чаще всего могут сосредоточиться только при наличии близкой мотивации (например, получение «пятерки», похвала преподавателя).
Воспитание у младшего школьника далекой мотивации внимания произвольного типа нужно проводить в зависимости от возрастных особенностей. Это позволяет сформировать связывание друг с другом близких и все более дальних целей. Например, более дальняя мотивация в виде пользы для общества должна быть связана с более близким мотивом — перехода в следующий класс. При этом последний мотив необходимо связать с еще более ближайшим мотивом — получить высокую оценку.
Младший школьный возраст можно охарактеризовать интенсивным развитием всех свойств внимания:
- Повышение устойчивости,
- Рост объёма,
- Улучшение способности к распределению и переключению.
В ходе учебной деятельности активное развитие произвольного внимания идет параллельно и связано с формированием навыков учебной деятельности. Потребность в использовании свойств внимания, которые адекватны выполняемым учебным задачам, способствуют тому, что у большей части школьников происходит формирование организованности внимания в качестве особого навыка. Он призван целенаправленно управлять вниманием, обеспечивая оптимальные условия для достижения целей учебы.
Способы развития внимания у детей младшего школьного возраста
Большое значение в привлечении и поддержке внимания учеников на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности в качестве свойства личности имеет правильная организация всего процесса обучения.
Состояние внимания учеников можно определить через особенности преподавания. Это зависит от содержания материала и от способов его подачи. Важной формой управления непроизвольным вниманием, условием внимательности школьника на уроках является яркое и эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем интересного и доступного материала.
В младшем школьном возрасте все еще сильной считается реакция на все новое, яркое и необычное. Дети еще не могут в достаточной мере управлять собственным вниманием, что объясняется преобладающим наглядно-образным характером мыслительной деятельности. Ученики направляют все свое внимание на предметы, которые бросаются в глаза.
Работа над вниманием у этой группы школьников проводится по 2 направлениям. Во-первых, необходимо использовать специальные упражнения, которые тренируют основные свойства внимания, включая распределение, объем, концентрацию, устойчивость и переключение. Во-вторых, важны и те упражнения, на основе которых происходит формирование внимательности в качестве свойства личности.
Чаще всего причиной глобальной невнимательности может являться ориентация ребенка на общий смысл текста, фраз, слов. Ребенок схватывает этот смысл, довольствуется им и "пренебрегает частностями". По этой причине главной задачей занятий становится преодоление глобального восприятия в попытке научить восприятию содержания, учитывая элементы на фоне смысла целого.
В основе методик развития внимания лежат следующие принципы:
- Деятельность (любое развитие должно происходить в ходе определенной деятельности);
- Психологическая комфортность (ребёнок не чувствует свою неудачу);
- Сотрудничество педагогов и школьной психологической службы с родителями;
- Индивидуальность (учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка, что дает возможность тренировать внимание только в определённых рамках);
- Последовательность (упражнения начинаются с простых, постепенно усложняются по мере овладения).