Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности

Определение 1

Внимание — это избирательная направленность восприятия на определенный объект, повышенный интерес к нему для получения необходимых данных. Изменение внимания выражено через изменение переживания степени ясности и отчётливости

Понятие, виды и свойства внимания

Внимание является необходимым качеством, которое необходимо развивать с раннего возраста, поскольку оно будет способствовать успеху в усвоении нового материала, формированию умения использовать на практике уже имеющиеся знания.

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает без сознательно поставленных задач, целей и какого-либо волевого усилия. Произвольное внимание представляет собой целенаправленную сосредоточенность сознания на объектах с использованием волевых усилий (целей, мотивов, установок).

Механизм представлен второй сигнальной системой (первая сигнальная системаощущения — яркое, необычное, внешний раздражитель; вторая сигнальная система — речь).

В период школьного обучения ребенок совершенствует произвольное, сознательно управляемое внимание. Это происходит через направление и сосредоточение своей психической деятельности, а также поведения на некоторый объект или стимул.

Для внимания характерны свойства, которые можно оценить с качественной стороны. Его характеризуют:

  • концентрация (сосредоточенность),
  • устойчивость,
  • распределение,
  • объём,
  • переключение.
Замечание 1

Некоторые исследователи выделяют такое свойство внимания как оперативная подвижность. Она представляет собой специфическую динамическую характеристику внимания, которая возникает в ситуациях, которые требуют быстроты ориентировки в меняющихся условиях, а также предполагает гибкое регулирование процесса сосредоточения.

«Развитие внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Концентрация внимания характеризуется степенью сосредоточенности субъекта на объекте или отвлечением от всего постороннего, что не связано с определенным объектом. Ребенок с легкостью концентрирует свое внимание на том, что ему нравится и что он хочет. Он мгновенно становится рассеянными в отношении того, что не представляет для него интереса и чем заниматься он не хочет. К концентрации внимания ребенка надо приучать.

Особенности внимания у младших школьников

У детей младшего школьного возраста развитие произвольного внимания тесным образом связано с развитием ответственного отношения к обучению. Ученик без чувства ответственности внимательно может работать лишь с интересным материалом.

В этот период развитие произвольного внимания происходит вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания здесь ограничены. Если старшие школьники или подростки могут заставить себя сосредоточиться на неинтересных и трудных действиях ради результата в будущем, то младшие школьники чаще всего могут сосредоточиться только при наличии близкой мотивации (например, получение «пятерки», похвала преподавателя).

Воспитание у младшего школьника далекой мотивации внимания произвольного типа нужно проводить в зависимости от возрастных особенностей. Это позволяет сформировать связывание друг с другом близких и все более дальних целей. Например, более дальняя мотивация в виде пользы для общества должна быть связана с более близким мотивом — перехода в следующий класс. При этом последний мотив необходимо связать с еще более ближайшим мотивом — получить высокую оценку.

Младший школьный возраст можно охарактеризовать интенсивным развитием всех свойств внимания:

  • Повышение устойчивости,
  • Рост объёма,
  • Улучшение способности к распределению и переключению.

В ходе учебной деятельности активное развитие произвольного внимания идет параллельно и связано с формированием навыков учебной деятельности. Потребность в использовании свойств внимания, которые адекватны выполняемым учебным задачам, способствуют тому, что у большей части школьников происходит формирование организованности внимания в качестве особого навыка. Он призван целенаправленно управлять вниманием, обеспечивая оптимальные условия для достижения целей учебы.

Способы развития внимания у детей младшего школьного возраста

Большое значение в привлечении и поддержке внимания учеников на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности в качестве свойства личности имеет правильная организация всего процесса обучения.

Состояние внимания учеников можно определить через особенности преподавания. Это зависит от содержания материала и от способов его подачи. Важной формой управления непроизвольным вниманием, условием внимательности школьника на уроках является яркое и эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем интересного и доступного материала.

В младшем школьном возрасте все еще сильной считается реакция на все новое, яркое и необычное. Дети еще не могут в достаточной мере управлять собственным вниманием, что объясняется преобладающим наглядно-образным характером мыслительной деятельности. Ученики направляют все свое внимание на предметы, которые бросаются в глаза.

Работа над вниманием у этой группы школьников проводится по 2 направлениям. Во-первых, необходимо использовать специальные упражнения, которые тренируют основные свойства внимания, включая распределение, объем, концентрацию, устойчивость и переключение. Во-вторых, важны и те упражнения, на основе которых происходит формирование внимательности в качестве свойства личности.

Чаще всего причиной глобальной невнимательности может являться ориентация ребенка на общий смысл текста, фраз, слов. Ребенок схватывает этот смысл, довольствуется им и "пренебрегает частностями". По этой причине главной задачей занятий становится преодоление глобального восприятия в попытке научить восприятию содержания, учитывая элементы на фоне смысла целого.

В основе методик развития внимания лежат следующие принципы:

  • Деятельность (любое развитие должно происходить в ходе определенной деятельности);
  • Психологическая комфортность (ребёнок не чувствует свою неудачу);
  • Сотрудничество педагогов и школьной психологической службы с родителями;
  • Индивидуальность (учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка, что дает возможность тренировать внимание только в определённых рамках);
  • Последовательность (упражнения начинаются с простых, постепенно усложняются по мере овладения).
Дата последнего обновления статьи: 20.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot