Внимание – это характеристика психической деятельности, которая может быть выражена сосредоточенностью и направленностью сознания на некоторый объект. Направленность сознания представляет собой избирательность психической деятельности, выбор определенного объекта из перечня возможных.
Особенности внимания у дошкольников
Чаще всего внимание в психологии не рассматривается в качестве отдельного психического процесса, в отличие, например, от восприятия, памяти и мышления. Тем не менее, с помощью внимания обеспечивается успешная и четкая работа человеческого сознания.
В состав любого познавательного процесса входят единство образа и деятельности. Внимание при этом не обладает своим особым содержанием, проявляясь в рамках восприятия, мышления. Оно является аспектом всех познавательных процессов сознания, при этом представляя собой ту их сторону, где они выступают в качестве деятельности, направленной на объект.
Устойчивость внимания характеризуется тем, что внимательным постоянно быть невозможно, но само внимание находит проявление в определенных, конкретных психических процессах. Человек всматривается, вслушивается, принюхивается, решает задачи и др. В этих процессах растет активность познавательной деятельности при отражении объективной реальности.
Внимание в первую очередь представляет собой динамическую характеристику протекания познавательной деятельности, выражающую преимущественную связь между психической деятельностью и определенным объектом, на котором она сосредоточена как в фокусе.
Виды внимания
Внимание обладает низшими и высшими формами. Первые из них представлены непроизвольным вниманием, вторые включают произвольные виды внимания. Также оно может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Данные виды можно отличать друг от друга лишь в соответствии с их сложностью.
У дошкольников непроизвольное внимание легко возникает и переключается. Оно работает за счет сильного, контрастного или значимого раздражителя, вызвавшего эмоциональный отклик. Для ребенка основой здесь является ориентировочный рефлекс или доминанта, через которую характеризуется более или менее устойчивый интерес.
Произвольное внимание происходит за счет постановки (принятия) задачи, на которую оно направлено. Для него необходимы волевые усилия и характерна утомляемость. Ведущую роль здесь играет вторая сигнальная система (слова, речь).
Выделяют и послепроизвольное внимание (процесс вхождения в деятельность и возникающий по этой причине интерес), при котором происходит сохранение целенаправленности и снятие напряжения. Такое внимание рассматривается в рамках доминанты, характеризующей возникший при осуществлении деятельности интерес.
Непроизвольное внимание определяют несколько факторов:
- Степень интенсивности раздражителя;
- Качественная составляющая раздражителя;
- Количество повторений;
- Внезапность возникновения объекта, его новизна и движение;
- Согласие с наличным содержанием сознания.
Развитие устойчивого внимания
Устойчивое внимание у детей дошкольного возраста развивается через прохождение 3 этапов:
- первичное внимание, которое вызывается различными раздражителями, производящими сильное воздействие на нервную систему;
- вторичное внимание, проявляющееся в виде сосредоточенности на одном объекте, вне зависимости от наличия других (дифференциация);
- постпроизвольное внимание, при котором происходит удержание объекта во внимании без использования специальных усилий.
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание вызвано соответствующими особенностями действующих в этот момент объектов без намерения проявлять в их отношении внимательность. Проявление непроизвольного внимания может быть определено физическими, психофизиологическими и психическими факторами, имея связь с общей направленностью личности.
Для того чтобы этот вид внимания был устойчив, необходима новизна или необычность объектов, их резкая смена, а также субъективные факторы, в рамках которых происходит проявление избирательного отношения человека к окружающему миру.
Основной функцией непроизвольного внимания является быстрая и правильная ориентация человека в постоянно изменяющихся условиях, выделение объектов, способных иметь сейчас наибольший жизненный смысл.
Детерминанты вынужденного внимания предположительно находятся в видовом опыте организма. Научение этой форме внимания имеет незначительную роль, поэтому ее назвали врожденной, естественной или инстинктивной. В этом случае происходит уменьшение внешней и внутренней деятельности до минимума, а также она может начать принимать автоматический характер.
Еще одна разновидность внимания зависит от индивидуального опыта дошкольника. Ее формирование происходит на инстинктивной основе, но с отсрочкой, в процессе стихийного научения и адаптации ребенка к соответствующим условиям жизни.
Третья разновидность внимания называется привычным вниманием. Одни исследователи считают ее следствием или особым случаем произвольного внимания, некоторые предпочитают рассматривать ее в качестве переходной формы. Со стороны субъекта такой тип внимания характеризуется установками, намерением выполнять определенную деятельность.
Все рассмотренные виды внимания объединяет то, что их побудительные причины находятся за пределами сознания человека. Для непреднамеренного внимания присущи следующие особенности:
- человек не производит предварительно подготовку к восприятию объекта или действию;
- обусловленность интенсивности непреднамеренного внимания через особенности раздражителей;
- временная непродолжительность (внимание длится до того времени, пока действуют определенные раздражители, оно прекращается в случае, если его не закрепить на момент прекращения их действия).
Если внимание неустойчиво, то данная особенность лишает его способности обеспечить хорошее качество деятельности ребенка дошкольного возраста.