Стрессоустойчивость — это система качеств, которые дают возможность организму человека спокойно переносить действие стрессоров.
Для высокой стрессоустойчивости характерен низкий уровень эмоциональности.
Сущность стрессоустойчивости
Устойчивое поведение людей в условиях стресса называется стрессоустойчивостью. Она представляет собой важнейший психологический фактор, требующийся для обеспечения надежности, эффективности и успеха профессиональной деятельности (индивидуальная и совместная). Профилактика стресса с помощью развития у человека достаточно высокого уровня стрессоустойчивости — первостепенная задача специалистов-психологов, которые специализируются на психологическом обеспечении профессиональной деятельности.
Устойчивость к стрессу в психологии считается важным фактором сохранения нормальной работоспособности. Благодаря ей человек получает возможность эффективно взаимодействовать с окружающими и внутреннюю гармонию в трудных условиях. При исследовании этого феномена важно отметить показатели:
- Эмоциональная устойчивость,
- Психологическая устойчивость,
- Личностная устойчивость,
- Психофизиологическая устойчивость,
- Моральная устойчивость и др.
В широком понимании устойчивость рассматривается в качестве функции двух переменных – окружающей среды и внутренней структуры системы. С психологической точки зрения устойчивость способна отражать функциональные характеристики профессионально значимых психических процессов, качеств и свойств личности.
Проблема стрессоустойчивости личности спортсмена
Стрессоустойчивость спортсменов предполагает наличие совокупности личностных качеств, которые позволяют им переносить значительные физические, интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности.
В сфере спорта категория «стрессоустойчивость» в основном сводится психологами к понятию «эмоциональная устойчивость». Важно отметить, что большая часть ученых под эмоциональной устойчивостью понимают личностное свойство или качество, которое способствует высокой продуктивной напряженной деятельности.
По аналогии с понятием стрессоустойчивость в определении эмоциональной устойчивости наблюдается отсутствие однозначности формулировок. Так, М. В. Грицаенко в своем исследовании определят эмоциональную устойчивость в качестве системного качества личности. Оно приобретается индивидом и проявляется в напряженной деятельности. Ее эмоциональные механизмы получают собственную определенность в структуре системы саморегуляции.
Во всех подходах к категории эмоциональная устойчивость общим стало то, что, по мнению исследователей, высокая или сильная эмоциональная устойчивость предопределяет высокую или повышенную продуктивность деятельности в условиях стресса. Так для слабой эмоциональной устойчивости присуще ухудшение и снижение продуктивности.
Сегодня принято выделять 3 направления в исследовании стрессоустойчивости:
- Традиционное (аналитическое);
- Системно-регулятивное;
- Системно-структурное.
В основе первого направления лежит разделение психики по признаку качественного своеобразия (познавательные, эмоциональные, волевые процессы). В нем психологические детерминанты устойчивости к стрессу раскрывают с помощью частных оценок устойчивости отдельно рассматриваемых психических процессов и свойств (например, атенционные, мнемические и др.),
Системно-регулятивное направление делит психические процессы в связи с их непосредственной функцией в рамках регуляции деятельности. Здесь они определяются в качестве функциональных звеньев (регулирующая функция), которые формируют систему психической регуляции деятельности.
Для системно-структурного направления характерно наличие признака устойчивости в качестве способности сохранять себя в условиях меняющейся среды (в некоторых пределах). Закономерности индивидуального развития невозможно выявить полностью в том случае, если рассматривать устойчивость к стрессу лишь в виде сохраняемости определенных состояний.
Развитие стрессоусточивости спортсмена
В исследованиях развития стрессоустойчивости спортсменов важным является то, что наиболее успешны в состоянии соревновательного стресса те из них, кто имеет большой опыт и квалификацию. Очевидно, это можно объяснить тем, что в ходе многочисленных официальных соревнований или отборочных стартов происходит их адаптация к воздействию определенных стрессовых факторов. Такие спортсмены осваивают приемы саморегуляции, которые требуются в стрессогенных ситуациях.
Влияние стрессора (раздражающего фактора) небольшой интенсивности, как правило, повышает адаптацию к аналогичным стрессорам, имеющим большую интенсивность. На основании данной закономерности ученые разработали методики антистрессовой психологической подготовки (например, стресс-прививочная терапия Д. Мейхенбаума).
Для преодоления стресса в спортивной практике часто используется психологическое сопровождение отдельного спортсмена или спортивной команды. Оно представлено деятельностью психолога, направленной на совершенствование (актуализацию) психических свойств, процессов и состояний. Эти мероприятия повышают эффективность тренировочного процесса, обеспечивая подготовку к соревнованиям и выступлению в них.
Развитие стрессоустойчивости спортсменов может происходить в двух направлениях. В первом из них вся работа по оказанию помощи производится психологом. Он согласует с тренером цели работы и организационные вопросы. Второе направление в виде психолого-педагогического воздействия реализуется тренером по диагностической информации в соответствии с рекомендациями психолога.