Предмет социальной психологии
Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая факты, закономерности, механизмы поведения и общения личности, обусловленные включенностью в социальные общности.
Социальная психология появилась на стыке социологии и психологии. Само ее понятие разные авторы трактуют по-разному, поскольку содержание социальной психологии сложно.
Так, например, Д. Майер считал, что эта наука должна изучать отношение людей друг к другу и их влияние друг на друга. Т. Шибутани говорил о социальной психологии как о науке, которая занимается изучением закономерностей поведения людей, а Г. Олпорт считал, что это наука, в рамках которой люди стремятся понять, как влияет воспринимаемое, воображаемое и предполагаемое присутствие других на мысли, чувства и действия индивидов.
Таким образом, предметом социальной психологии являются факты, закономерности поведения и общения отдельных личностей и групп.
Социальная психология занимается изучением феноменов общения – зарождение симпатии и антипатии по отношению к окружающим людям, межличностные отношения, взаимодействие людей в группах. Исследует она, и такие феномены как воспринимают и понимают люди друг друга, исследует убеждение, внушение, подражание, сплоченность и конфликтность, психологические особенности толпы, национальные, классовые, психологические особенности.
Социальную психологию как предмет можно раскрыть через её разделы:
- психология общения и совместной деятельности;
- социальная психология личности;
- психология межличностных отношений;
- психология групп.
Социальная психология имеет тесную связь с социологией. Общими вопросами для изучения являются социальные потребности и интересы, самосознание и сознание, общественное мнение, социально-психологический климат, адаптация, внушение, групповые феномены, идентификация.
Если социология рассматривает характер и природу общественно-групповых и индивидуальных норм и ценностей, то социальная психология рассматривает конкретные механизмы формирования этих норм и ценностей, учитывая микро - и макро среду.
Любая наука в своем развитии проходит несколько этапов – описательный, объяснительный, эмпирический.
В развитии социальной психологии выделяется три периода:
- начальный период с VI века до н.э. до середины XIX века – это период накопления знаний в области философии и общей психологии;
- период с 50-х годов XIX века до 20-х годов XX – социальная психология становилась самостоятельной областью знаний, выделившись из философии;
- современное развитие и становление её как экспериментальной науки.
Развитие социальной психологии в России
В России развитие науки шло под сильным влиянием марксизма. Далеким от марксистских воззрений был социолог Михайловский, заслуга которого в том, что впервые им были обобщены опыт наблюдения и анализ массовой психологии, которые к тому времени накопились в русской социологии, публицистике, художественной литературе.
Некоторые проблемы науки были разработаны Плехановым, внесшим свой значительный вклад и рассматривавший её как классовое и историческое явление.
В 1917 г единственной методологической основой психологической науки становится марксизм. Отечественные исследователи старались следовать в своих поисках требованиям советской системы.
К разработке вопросов социальной психологии большой интерес проявлял Бехтерев, обратившийся к анализу роли внушения в общественной жизни. Социально-психологические явления как он их понимал, наиболее полно были представлены в книге «Коллективная рефлексология». Объясняя социально-психологические явления, Бехтерев обращается к законам физики и сводит законы психологии масс к физическим законам. Концепция Бехтерева не обошлась без критики за «механистический материализм».
Бехтерев первым обратился к эксперименту, изучая взаимодействия членов коллектива. Полученные данные показали, что группа оказывает влияние на особенности психической деятельности её членов, также были выявлены половые, возрастные, образовательные, природные различия сдвигов психических процессов в условиях группы. Результаты экспериментов получили известность за рубежом и являются важным этапом развития социальной психологии.
В 20-е годы большое внимание уделяется проблеме детских ученических коллективов, рассматриваются вопросы социальной психологии труда, идут поиски методов социальной психологии.
В начале 30-х годов социально-психологические работы сначала свертываются, а затем полностью прекращаются. Причина заключалась в том, что отечественные исследователи не сумели обосновать необходимость развития «марксистской социальной психологии».
В 1957 г социальная психология характеризовалась как «ветвь буржуазной психологии», подменявшая исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением.
Новый этап в развитии науки наступает в конце 50-х годов – это период «оттепели». В это время руководство страны допустило либерализацию научной сферы.
Это было время возрождения социальной психологии как науки. В 1962 г в Ленинградском государственном университете была создана первая в стране лаборатория социальной психологии, что стало важным событием для отрасли.
Важным моментом для науки стала организация подготовки дипломированных специалистов по социальной психологии.
Первый учебник для студентов высших учебных заведений «Социальная психология» выходит в 1980 г. К настоящему времени этот учебник выдержал несколько изданий.
Если говорить о сегодняшнем дне, то масштаб практического использования социально-психологических знаний продолжает расширяться.
Развитие социальной психологии за рубежом
В XIX веке немецкий философ М. Лацарус и языковед Штейнталь разработали первую социально-психологическую концепцию, основная идея которой заключалась в том, что психология сталкивается с такими явлениями, причины которых надо искать в сознании народа.
Сознание это выражается в обычаях, искусстве, религии, мифах. Данная идея развилась в современной этнопсихологии, давая психологическую характеристику этнических групп.
Авторы второй социально-психологической концепции Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон сосредоточились на изучении психологии больших скоплений людей, главной чертой которых является господство инстинкта, повышенная внушаемость, потеря ответственности.
Как самостоятельная дисциплина социальная психология начала существовать с 1908 г. В это время вышла работа английского психолога У. Макдуталла «Введение в социальную психологию». Вторая книга «Социальная психология» принадлежала американскому социологу Э. Россу.
У. Макдуталл предложил «теорию инстинктов социального поведения», по его мнению, поведение человека обусловлено врожденными инстинктами борьбы, бегства, приобретения, строительства, стадности, воспроизведения рода. Так, например, считает автор, инстинкт борьбы является причиной войн, а инстинкт приобретения он связывает с рыночными отношениями.
В первых двух концепциях были поставлены вопросы соотношения сознания отдельного человека и группы – это было их положительное значение, а недостаток заключался в отсутствии исследовательской практики и описательном характере.
Экспериментальный этап развития начинается с работами В. Меде (Европа) и Оллпорта (США).
Внимание ученых было обращено на изучение социально-психологических явлений в группах, а методом выступил лабораторный эксперимент.