Стадии развития психики в филогенезе
Филогенез – это процесс развития психики у позвоночных, которые имеют усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).
Психика человека – это значительно более качественный и высокий уровень психики, нежели психика животного.
Исторически разум и сознание человека развивались постепенно в рамках трудовой деятельности, которая возникла как необходимость. Необходимость трудовой деятельность состояла в том, что в ее условиях люди совместными усилиями добывали себе пропитание, создавали жилища, организовывали защиту места своего обитания и т.д. Постепенно в жизнь человечества вошла потребность в материальных и духовных продуктах. Именно на этом этапе отмечается первое воплощение развития психики человечества.
В филогенетическом развитии психики выделяются три стадии:
Стадия развития элементарной сенсорной психики – отмечается у простейших организмов, таких как многоклеточные, основной средой обитания которых является вода.
На данной стадии различают два уровня психики:
- Низший уровень – живой организм способен реагировать лишь на отдельные явления и действия из внешнего мира. То есть, животное способно реагировать на воздействия из внешней среды посредством изменением скорости или направления движения, при этом движение имеет не упорядоченный, а хаотичный характер.
- Высший уровень – представлено чувствительностью, способностью реагировать на воздействия из внешней среды, при этом движение приобретает поисковый или целенаправленный характер (животное ищет безопасное место, пищу и т.д.).
На данном этапе основным критерием появления у живого организма зачатков психики является наличие чувствительности. Так как именно благодаря чувствительности формируются условные рефлексы и инстинкты, которые затем передаются из поколения в поколение посредством врожденной программы. Особенностью также можно назвать то, что этот этап развития психики характерен в основном для животных, обитающих в воде.
Стадия перцептивной психики – включает в себя три уровня развития, характеризуется тем, что деятельность живого организма определена воздействием на него не отдельного предмета или явления, а совокупностью предметов и явлений.
- Низкий уровень развития – характерен доя моллюсков, рыб и насекомых, двигательные способности которых во многом зависят от внешних раздражителей (положительных и отрицательных).
- Средний уровень развития – животные организмы способны различать раздражители, тем самым они избегают тех, которые могут оказать негативное влияние на психику.
- Высший уровень развития – вместе с инстинктами, в поведении появляются навыки научения и элементарного мышления. Характерно для некоторых млекопитающих и птиц.
Стадия интеллекта – это наивысший уровень перцептивной психики, характеризуется тем, что в практической деятельности живого организма появляется способность к подготовке и выполнению ориентировочно-поисковой деятельности. То есть, животное способно не просто находить решение определенной задачи, но и запоминать алгоритм ее выполнения, используемые методы и средства, с целью применения при решении аналогичной задачи в дальнейшем.
Наивысшим уровнем развития перцептивной психики обладают обезьяны, некоторые птицы, собаки, дельфины и т.д.
Особенностью интеллектуального поведения животных является то, что они способны самостоятельно «изобретать» новые способы решения задач, использовать для этого подручные средства и т.д. Однако необходимо отметить, что указанные интеллектуальные действия у животных не основаны на знании законов, не передаются с помощью устной или письменной речи, не фиксируются и не обобщаются. Единственной передачей может служить подражание действию, при этом подражающее животное не способно предвидеть и понимать ожидаемый результат.
Отличительные особенности развития психики в онтогенезе
Онтогенез – это процесс развития психики индивида, начиная с внутриутробной стадии и заканчивая смертью от старости.
Онтогенез психики - это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни.
Психика развивается индивидуально, при этом в своем развитии она проходит определенные периоды, стадии и кризисы, имеет установленные закономерности развития.
Возраст индивида является одной из временных характеристик развития психики.
Необходимо различать «хронологический возраст» и «психологический возраст». Хронологический возраст представляет собой длительность существования индивида с момента его рождения. Психологический возраст характеризует качество и своеобразие каждой ступени развития психики индивида в онтогенезе, обусловленное закономерностями формирования и развития организма, условиями его проживания, уровнем воспитания и обучения и т.д.
Возрастное развитие имеет два характерных свойства:
- Метрическое свойство – это свойство, означающее длительность протекания определенных психологических состояний и процессов в психичке, происходящих на протяжении всей жизнедеятельности индивида. Метрические свойства принято измерять различными временными интервалами (года, месяцы, дни, недели и т.д.).
- Топологическое свойство – это свойство, характеризующее особенность определенного этапа возрастного развития, определяющее конкретное состояние, фазу или период в становлении и развитии психики индивида.
Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики психики индивида.