Нравственные чувства – это высшие чувства и переживания, которые связаны с отношением индивида к окружающим людям, обществу и своим общественным обязанностям.
Значимость развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста
В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед отечественной системой образования, является воспитание и подготовка ответственного гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее и размышлять, выстраивать собственную жизнь в соответствии со своими интересами, а также интересами окружающих людей и общества. Достижение данной цели осуществляется посредством развития у детей младшего школьного возраста нравственных чувств, в рамках воспитательно-образовательного процесса.
Необходимо отметить, что развитие у детей младшего школьного возраста нравственных чувств является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современных образовательных учреждений.
Основные задачи развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста:
- Формирование представлений о плохих и хороших поступках, умение их различать не только у других, но и у самого себя.
- Ознакомление с правилами поведения в общественном месте (школе, на прогулке и т.д.).
- Освоение правил культурного поведения и культуры речи.
- Формирование и стимулирование доброжелательного отношения к младшим детям, старшему поколению и сверстникам.
- Воспитание почтительного отношения к старшим и родителям.
- Формирование и развитие умения пользоваться «волшебными словами» (спасибо, пожалуйста и т.д.), быть чистым, опрятным и аккуратным.
- Воспитание стремления поступать правильно в различных ситуациях (уметь прислушиваться к мнению других, быть сдержанным, вежливым и т.п.).
- Воспитывать умение признаваться в своих плохих поступках, анализировать их и делать соответствующие выводы.
Одной из проблем современного общества является то, что у детей все чаще наблюдается эмоциональная ограниченность и замкнутость на своих интересах. Кроме того, отмечается нарастание агрессивности, жестокости и проблем воспитания и развития нравственных чувств.
Развитие нравственных чувств и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста является основной воспитания и развития ребенка. От того, что педагог «вложит» в душу ребенка будут зависеть его дальнейшие взаимоотношения с окружающими людьми и социумом.
Успешность развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста в основном зависит от того окружения, в котором воспитывается ребенок, а также от круга его общения. К окружению ребенка младшего школьного возраста относятся в первую очередь его друзья, с которыми он играет на прогулке (во дворе, парке и т.д.). Так же к кругу общения ребенка относятся его одноклассники, родители и учителя. Именно то, какое влияние оказывают все эти люди на ребенка, у него формируется собственное отношение к своему «Я», своей роли в окружающей действительности, а также образуются реальные объективные взаимозависимости и взаимосвязи, находящие отражение в субъективном нравственном восприятии и формируют свое личное субъективное нравственное пространство.
Основные направления развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста
Исходя из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания стандартов второго поколения, основными направлениями в развитии нравственных чувств у детей младшего школьного возраста являются:
- Воспитание патриотизма и гражданственности, уважительного отношения к правам, обязанностям и свободам человека и гражданина.
- Воспитание этического сознания и нравственных чувств. Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающей среде и природе (осуществляется в рамках экологического воспитания детей).
- Воспитание ценностного и целостного отношения к прекрасному, формирование умения видеть и понимать прекрасное в природе и в быту. Формирование представлений об эстетических ценностях и идеалах (осуществляется в рамках эстетического воспитания детей).
Реализация данных направлений осуществляется не только на уроках, в процессе воспитательно-образовательной деятельности, но и во внеурочной деятельности, организуемой учителем начальных классов.
Как показывает практика, воспитательно-образовательная деятельность учителей начальных классов в условиях ФГОС, направлена в первую очередь на организацию нравственного уклада в начальной школе. Осуществление интеграции учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, с целью ее направленности на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста.
Решение воспитательных задач, направленных на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста, осуществляется совместно педагогами и родителями посредством ознакомления детей с разнообразными субъектами культурной, духовной и социальной жизни.
Содержание воспитательно-образовательной работы по развитию нравственных чувств у детей младшего школьного возраста:
- Включение в общеобразовательные дисциплины культурные и нравственные знания.
- Чтение художественных произведений литературы, просмотр художественных произведений (иллюстрации, картины, репродукции и т.д.), прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление детей с новыми видами искусства, посредством периодической литературы, сети Интернет и СМИ, в которых отражено современное общество и его нравственная сторона.
- Ознакомление детей с религиозными течениями, их значимости в жизни каждого человека и всего общества в целом.
- Ознакомление с народным фольклором и фольклором других народов. Формирование толерантного отношения к разным народам, их культуре и истории.
- Изучение истории своего рода и своей семьи, истории своего родного города, села, края и т.д.
- Ознакомление с жизненным опытом своих родителей и прародителей.
- Ознакомление детей с общественно значимой деятельностью (разными профессиями, волонтерством и т. д.).