Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие навыков индивидуальной психодиагностики по формализованным и малоформализованным методикам

Особенности индивидуальной психодиагностики

Определение 1

Индивидуальная психодиагностика – это направление дифференциальной психологии, ориентированное на выделение психических свойств и черт личности.

Глобально, основные направления индивидуальной психодиагностики определяются использованием объективных и субъективных методик.

Объективные методики практически не зависят от самого психодиагноста. От него требуется только грамотное и содержательное представление инструкции предстоящего испытания. К методикам данного типа относятся: тесты, опросники с выбором ответа, психофизиологические и аппаратурные методики.

Субъективные методики довольно сильно зависят от самого психодиагноста, степени его квалификации и опытности в проведении исследований такого типа. Сюда относятся субъективные шкалы, интервью, беседы, наблюдения, проективные методики, контент-анализ.

Индивидуальная психодиагностика строится на основах дифференциальной психологии, возрастной психологии и психологии личности. Основными объектами исследования в диагностике личности являются ее направленность и способности. Они формируют основной облик личности, интегрируя все основные свойства индивида.

Психодиагностика личности, в таком случае, ориентирована на изучение свойств и черт личности на разных уровнях: глобальном, вне зависимости от ситуации (интеллектуальная сфера, эмоциональная, социальная, сознание), ситуативном (в определенном спектре поведенческих ситуаций), межличностном (исследования социальной самоидентификации, адаптации, персонализации).

Использование формализованных методик

Основными особенностями формализованных методик являются: наличие жесткой регламентации проведения методики, четкой инструкции для экспериментатора, стандартизации (единообразных условий проведения, предоставления стимульного материала), объективных методов фиксации данных.

Основными видам формализованных методик являются следующие:

«Развитие навыков индивидуальной психодиагностики по формализованным и малоформализованным методикам» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • тестирование: по форме проведения может быть индивидуальным и групповым; по способу предоставления стимульного материала может быть бланковым ("карандаш и бумага"), аппаратурным (для проведения необходима специальная аппаратура и техника), предметным (стимульный материал-определенные предметы), компьютерным (весь стимульный материал представляется с помощью компьютера); по форме ответа может быть устным и письменным; по содержанию тесты могут быть вербальными (содержание теста направлено на реализацию мыслительных операций с понятиями) и невербальными (содержание теста представлено в виде наглядного материала, картинок и фигур, с которыми необходимо произвести какие-то практические операции).
  • опросники: в данном виде методик задания представлены в виде вопросов и утверждений, с которыми респондент должен выразить степень согласия, изложить свою точку зрения, либо это могут быть вопросы в виде шкал. Глобально опросники могут быть закрытыми (в вопросах предусмотрены ответы, и респондент должен выбрать один из них) и открытыми (нет ограничений в ответах). В основном, опросники ориентированы на исследование личностных черт, определение типов, мотивов, ценностей, установок, интересов.
  • проективные техники: ориентированы на более целостную диагностику личности. Основная отличительная особенность - стимульный материал имеет неопределенный характер, в результате чего респонденту предлагаются разные варианты взаимодействия с ним: дополнение, интерпретация, структурирование (придание смысла), конструирование (создание целостного образа).
  • психофизиологические методики: в основном ориентированы на диагностику естественных особенностей нервной системы (выносливость, динамичность, подвижность, лабильность). Их особенность заключается в том, что они диагностируют не конкретные психологические особенности (черты и характеристики), а особенности их проявления на физиологическом уровне.

Использование малоформализованных методик

Данные методики ориентированы на диагностику менее сложных психологических феноменов, феноменологических состояний и процессов. Но эти методики дают более целостную информацию о человеке, однако довольно трудны в исполнении.

К основным видам малоформализованных методик можно отнести:

  • наблюдение - наиболее древний инструмент в работе психолога. Наблюдение может быть двух типов: общее (поисковое) и конкретное (проблемное). Общее наблюдение проводится на начальном этапе исследования с целью общего сбора информации о проблеме. В реализации конкретного наблюдения исследователь первоначально ставит гипотезу о каком-то психологическом феномене, который выражается в поведенческих проявлениях, составляет карту этих проявлений и частотно фиксирует данные проявления в наблюдении.
  • беседа - проведение интервью с респондентом. По форме проведения может структурированным (производится по заранее приготовленным вопросам), полуструктурированным (вопросы также заранее готовятся, но есть возможность для отхода на другие темы, но в русле основной тематики) и неструктурированным (интервьюер практически не вмешивается в ход интервью, только подвигая респондента к раскрытию своих мыслей). По цели проведения может быть диагностическим (беседа общего характера об особенностях поведения, личностных чертах и свойствах) и клиническим (вариант терапевтической беседы)
  • контент-анализ - метод анализа продуктов деятельности. Данный вид анализа направлен на изучение документальных источников, автобиографий, продуктов творчества, видеозаписей с целью фиксирования проявления определенных поведенческих характеристик, личностных особенностей. Для этого исследователь первоначально ставит гипотезу об этих характеристиках, формирует ее в смысловые единицы, и фиксирует эти единицы в тех документах, которые он исследует.

Таким образом, можно сказать, что формализованные и малоформализованные методики должны использоваться в сочетании, так как у каждого из этих видов есть свои плюсы и минусы, и именно совместное использование этих методик сможет дать целостное описание личности.

Дата последнего обновления статьи: 05.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot