Особенности индивидуальной психодиагностики
Индивидуальная психодиагностика – это направление дифференциальной психологии, ориентированное на выделение психических свойств и черт личности.
Глобально, основные направления индивидуальной психодиагностики определяются использованием объективных и субъективных методик.
Объективные методики практически не зависят от самого психодиагноста. От него требуется только грамотное и содержательное представление инструкции предстоящего испытания. К методикам данного типа относятся: тесты, опросники с выбором ответа, психофизиологические и аппаратурные методики.
Субъективные методики довольно сильно зависят от самого психодиагноста, степени его квалификации и опытности в проведении исследований такого типа. Сюда относятся субъективные шкалы, интервью, беседы, наблюдения, проективные методики, контент-анализ.
Индивидуальная психодиагностика строится на основах дифференциальной психологии, возрастной психологии и психологии личности. Основными объектами исследования в диагностике личности являются ее направленность и способности. Они формируют основной облик личности, интегрируя все основные свойства индивида.
Психодиагностика личности, в таком случае, ориентирована на изучение свойств и черт личности на разных уровнях: глобальном, вне зависимости от ситуации (интеллектуальная сфера, эмоциональная, социальная, сознание), ситуативном (в определенном спектре поведенческих ситуаций), межличностном (исследования социальной самоидентификации, адаптации, персонализации).
Использование формализованных методик
Основными особенностями формализованных методик являются: наличие жесткой регламентации проведения методики, четкой инструкции для экспериментатора, стандартизации (единообразных условий проведения, предоставления стимульного материала), объективных методов фиксации данных.
Основными видам формализованных методик являются следующие:
- тестирование: по форме проведения может быть индивидуальным и групповым; по способу предоставления стимульного материала может быть бланковым ("карандаш и бумага"), аппаратурным (для проведения необходима специальная аппаратура и техника), предметным (стимульный материал-определенные предметы), компьютерным (весь стимульный материал представляется с помощью компьютера); по форме ответа может быть устным и письменным; по содержанию тесты могут быть вербальными (содержание теста направлено на реализацию мыслительных операций с понятиями) и невербальными (содержание теста представлено в виде наглядного материала, картинок и фигур, с которыми необходимо произвести какие-то практические операции).
- опросники: в данном виде методик задания представлены в виде вопросов и утверждений, с которыми респондент должен выразить степень согласия, изложить свою точку зрения, либо это могут быть вопросы в виде шкал. Глобально опросники могут быть закрытыми (в вопросах предусмотрены ответы, и респондент должен выбрать один из них) и открытыми (нет ограничений в ответах). В основном, опросники ориентированы на исследование личностных черт, определение типов, мотивов, ценностей, установок, интересов.
- проективные техники: ориентированы на более целостную диагностику личности. Основная отличительная особенность - стимульный материал имеет неопределенный характер, в результате чего респонденту предлагаются разные варианты взаимодействия с ним: дополнение, интерпретация, структурирование (придание смысла), конструирование (создание целостного образа).
- психофизиологические методики: в основном ориентированы на диагностику естественных особенностей нервной системы (выносливость, динамичность, подвижность, лабильность). Их особенность заключается в том, что они диагностируют не конкретные психологические особенности (черты и характеристики), а особенности их проявления на физиологическом уровне.
Использование малоформализованных методик
Данные методики ориентированы на диагностику менее сложных психологических феноменов, феноменологических состояний и процессов. Но эти методики дают более целостную информацию о человеке, однако довольно трудны в исполнении.
К основным видам малоформализованных методик можно отнести:
- наблюдение - наиболее древний инструмент в работе психолога. Наблюдение может быть двух типов: общее (поисковое) и конкретное (проблемное). Общее наблюдение проводится на начальном этапе исследования с целью общего сбора информации о проблеме. В реализации конкретного наблюдения исследователь первоначально ставит гипотезу о каком-то психологическом феномене, который выражается в поведенческих проявлениях, составляет карту этих проявлений и частотно фиксирует данные проявления в наблюдении.
- беседа - проведение интервью с респондентом. По форме проведения может структурированным (производится по заранее приготовленным вопросам), полуструктурированным (вопросы также заранее готовятся, но есть возможность для отхода на другие темы, но в русле основной тематики) и неструктурированным (интервьюер практически не вмешивается в ход интервью, только подвигая респондента к раскрытию своих мыслей). По цели проведения может быть диагностическим (беседа общего характера об особенностях поведения, личностных чертах и свойствах) и клиническим (вариант терапевтической беседы)
- контент-анализ - метод анализа продуктов деятельности. Данный вид анализа направлен на изучение документальных источников, автобиографий, продуктов творчества, видеозаписей с целью фиксирования проявления определенных поведенческих характеристик, личностных особенностей. Для этого исследователь первоначально ставит гипотезу об этих характеристиках, формирует ее в смысловые единицы, и фиксирует эти единицы в тех документах, которые он исследует.
Таким образом, можно сказать, что формализованные и малоформализованные методики должны использоваться в сочетании, так как у каждого из этих видов есть свои плюсы и минусы, и именно совместное использование этих методик сможет дать целостное описание личности.