Развитие – это процесс перехода от одного состояния (качества) к другому.
Как развивается мышление
Когнитивные способности, такие как мышление, рассуждение и решение проблем, могут считаться одними из главных характеристик, которые отличают людей от животных.
Проблемы, с которыми сталкивается человек или общество, в целом решаются с помощью мышления и рассуждения. Таким образом, способность мыслить и рассуждать можно считать важнейшими инструментами благосостояния и осмысленного существования как личности, так и общества.
Мышление - это заключительный этап обработки информации, представляющий собой процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира
Способность человека учиться и решать проблемы зависит от способности правильно мыслить, которая помогает ему в адаптации и необходима для успешной жизни. Только те люди, которые могут мыслить конструктивно, могут внести значительный вклад в развитие общества.
Человек должен приобретать знания техники и практики правильного мышления. Есть несколько характеристик процесс обучения, которые помогают развивать мышление:
- Адекватность знаний и опыта считается основой системного мышления. Поэтому человеку должны быть предоставлены возможности для получения опыта, и его следует поощрять к самообучению, обсуждению и участию в здоровых и стимулирующих спорах.
- Мотивация помогает мобилизовать энергию для мышления. Это создает неподдельный интерес и внимание в процессе мышления и, таким образом, очень помогает в повышении его эффективность. Таким образом, нужно пытаться мыслить определенным образом с определенной целью. Проблемы, которые человек решает, должны иметь тесную связь с его насущными потребностями и мотивами, и такое мышление должно быть направлено на творческую и продуктивную деятельность.
- Мышлению не следует препятствовать, накладывая ненужные ограничения и сужая область мыслительного процесса. Если прошлый опыт или привычные методы не помогают в решении проблемы, человек должен стремиться к новым связям, отношениям и возможностям для достижения удовлетворительных результатов.
- Интеллект определяется как способность правильно мыслить, и, следовательно, правильное развитие интеллекта необходимо для выработки адекватного мышления. Надлежащее внимание следует уделять использованию интеллекта и других способностей для осуществления процесса мышления.
- Неправильное развитие и формирование понятий не только препятствуют прогрессу мышления человека, но и оказываются фатальными, поскольку они могут спровоцировать извращенное мышление и ошибочные выводы.
- Нелогичные рассуждения часто приводят к неправильному мышлению. Логика - это наука о правильном мышлении, которая помогает правильно мыслить. Поэтому нужно развивать привычку логических рассуждений среди детей.
Интеллектуальное развитие
Существует целый ряд подходов к изучению развития интеллекта.
Знаковой работой в области интеллектуального развития в 20-м веке стала теория Жана Пиаже. Она касалась механизмов, посредством которых происходит интеллектуальное развитие, и периодов, через которые развиваются дети. Пиаже считал, что ребенок исследует мир, выделяет какие-то закономерности и делает обобщения в большинстве случаев тем же образом, как это делает ученый. Интеллектуальное развитие, по его мнению, происходит из двух когнитивных процессов, которые функционируют взаимосвязано. Первый процесс – это ассимиляция. Он связан с внедрением новой информации в уже существующую когнитивную структуру. Второй процесс (аккомодация) представляет собой формирование новой когнитивной структуры.
Рассмотрим следующую ситуацию: ребенок знает, как решать задачи, требующие вычисления процента от заданного числа. Теперь ребенок учится решать задачи, которые предполагают расчет того, сколько процентов от одного числа составляет другое. Ребенок уже обладает определенной схемой решения, и может включить новое знание в существующую структуру.
Предположим, что ребенка просят научиться решать задачи на «время-скорость-расстояние». До этого момента он никогда не сталкивался с ними. В этом случае будет происходит формирование новой когнитивной структуры (аккомодация).
Таким образом, развитие интеллекта, согласно Пиаже, представляет собой динамическое равновесие между двумя процессами - ассимиляции и аккомодации.
В своей теории Пиаже также выделил четыре основных периода в индивидуальном развитии интеллекта:
- Первый длится от рождения до двух лет. В этот период ребенок учится изменять рефлексы, чтобы координировать действия и, в конечном счете, начать мыслить;
- Второй период длится примерно с двух до семи лет. В этот период ребенок развивает язык и мысленные образы, учится фокусироваться на отдельных измерениях (таких как цвет и размер);
- Третий колеблется примерно от 7 до 12 лет. За это время у ребенка развивается запоминание конкретных предметов и для чего они используются;
- Четвертый начинается примерно в 12 лет и продолжается на протяжении всей жизни. В этом время человек учится мыслить абстрактными понятиями.
Теория Пиаже оказала большое влияние на взгляды на развитие интеллекта, но она не так популярна сегодня, как это было в середине 20-го века. Один из ее недостатков состоит в том, что эта теория имеет дело, прежде всего, с научным и логическим способами мышления. В результате пренебрегают эстетическим, интуитивным и другими способами. Кроме того, Пиаже ошибался в том, что большинство детей способны выполнять умственные операции раньше того возраста, в котором (по его оценке) они могли их выполнять.
Несмотря на то, что влияние теории Пиаже уменьшилось, она все еще продолжает являться основой для иных взглядов. Некоторые теоретики согласились с периодами развития интеллекта, предложенными Пиаже, однако уточнили, что, по их мнению, они имеют различные когнитивные основания, другие определили периоды развития, которые весьма отличаются от тех, которые предложил Пиаже.