Логическое мышление – это сложный структурированный процесс, осуществляемый посредством реализации различных логических операций, которому свойственны рассудительность и доказательность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.
Особенности развития логического мышления младших школьников
Логические способности наиболее детально начали изучаться учеными еще в середине прошлого века. В своих исследованиях они указывали, что компоненты логических способностей в младшем школьном возрасте можно увидеть только в зачаточном состоянии. По этой причине проблема их развития наиболее остро возникает именно в это время.
Сегодня повсеместно внедряются различные системы развивающего обучения. Так, развитие математических способностей, которые и способствуют формированию логического мышления, обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Тем не менее, не следует пренебрегать и внеурочной деятельностью, которая содействует укреплению и расширению логической активности. Одним из таких инструментов считается осуществление внеклассной работы по математике.
Мышление младшего школьника находится на переломной стадии развития, когда осуществляется переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот процесс вносит в мыслительную деятельность учащихся двойственный характер: конкретное мышление, в основе которого лежит реальная действительность и непосредственное наблюдение, начинает подчиняться логическим принципам. Тем не менее, отвлеченные и формально-логические рассуждения ребенку в этом возрасте еще не доступны.
Формирование приемов мышления не происходит автоматически. Главной задачей педагога является активная и умелая работа в данном направлении путем организации процесса обучения таким образом, чтобы, обогащая детей знаниями, развивать приемы мышления. Это будет способствовать развитию познавательных способностей и логического мышления.
Развитие логического мышления на уроках в школе
В развитии мышления, в том числе логического, учеников начальных классов, психологи выделили 2 этапа. На первом из них (1–2 классы) мышление практически не будет отличаться от мышления дошкольников. Анализ учебного материала таких детей преимущественно протекает в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Школьники способны рассуждать о предметах и явлениях, рассматривая их внешние отдельные признаки. Это происходит поверхностно и односторонне.
Умозаключения на первой стадии основаны на наглядных предпосылках, информации в восприятии. Выводы дети делают, не опираясь на логические аргументы, а через прямое соотнесение суждений и воспринимаемых сведений. Понятия и обобщения в этот период напрямую связаны с внешними аспектами предметов, опираясь на поверхностные свойства.
К третьему классу с помощью обучения мышление начинает переходить в качественно новую, вторую стадию. Она требует от учителей подробной демонстрации связей, которые существуют между соответствующими элементами изучаемого материала. В это время младшие школьники осуществляют усвоение родовидовых соотношений между отдельными признаками понятий. У них происходит развитие аналитико-синтетического типа деятельности, освоение действия моделирования. Это предопределяет начало формирования словесно-логического мышления.
Таким образом, развитие логического мышления и мыслительной деятельности ребенка обладает своими особенностями. В учебной деятельности оно определяется закономерной сменой этапов, в которых каждый предыдущий подготавливает последующие стадии. С проявлением новых форм мышления старые формы не могут исчезать, они сохраняются и развиваются. Младшему школьнику становятся доступны более сложные познавательные задачи, так как начинает развиваться способность к рассуждениям, обоснованию своих суждений, сравнению, обобщению, конкретизации. В 3 классе с помощью учителя совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Развитие логического мышления во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной. Она концентрируется на достижении планируемых результатов, помогая ребенку осваивать основную образовательную программу начального общего образования.
Внеклассная работа по развитию логического мышления — это неразрывная часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. Она представлена сложным процессом воздействия на сознание и поведение учеников путем углубления и расширения их знаний и навыков. Это касается следующих составляющих:
- Содержания самого учебного предмета;
- Содержания деятельности учителя;
- Разносторонней деятельности учащихся.
Такая работа должна проводиться как можно раньше, поэтому особенное внимание нужно уделять внеклассной работе в младших классах. Ученик начальных классов наиболее нуждается в том, чтобы его первоначальное и дальнейшее знакомство с математическими истинами начало носить не сухой характер, а порождало интерес и любовь к предмету.
Сегодня проблема развития математических и логических способностей младших школьников в ходе внеклассной работы является одной из менее разработанных методических проблем. В 4-5 классах, в младших и средних классах преждевременное осуществление факультативных занятий, а также дополнительное, углубленное изучение соответствующих учебных дисциплин не всегда считается оправданным.
Тем не менее, большинство педагогов и психологов считают, что проводить внеклассные занятия с детьми для развития их логического мышления необходимо начать как можно раньше. Это позволит пробудить и укрепить интерес к математике и желание заниматься ею. По этой причине основная цель внеклассной работы направлена на:
- Развитие у младшего школьника интереса к предмету,
- Накопление у него определенного запаса математических знаний;
- Получение умений и навыков, которые дополняют и углубляют знания, приобретаемые в основном курсе.