Лидерские качества — это совокупность навыков, знаний, умений, врожденных свойств и приобретенных способностей, благодаря которым человек обретает способность собирать вокруг себя других людей, создавать свою команду и эффективно управлять ею для достижения определенной цели.
Развитие лидерских качеств может осуществляться в социуме при условии постоянного межличностного взаимодействия.
Лидер и лидерские качества
Лидерские качества позволяют человеку управлять коллективом, решая разного рода задачи.
Наличие лидерских задатков у детей дает шанс на то, что в перспективе у них начнут развиться способности и качества настоящего лидера. Лидерство является очень сложным понятием, подверженным различным классификациям.
В первую очередь, исследователи выделяют формальное и неформальное лидерство. Разница между ними состоит в том, каким образом индивид воздействует на своих подчиненных сотрудников. Это может происходить по той причине, что человек просто является начальником (имеет должность) или благодаря наличию особых умений, способностей и соответствующих качеств.
В случае, когда у лидера есть формальная и неформальная власть, такое сочетание называют оптимальным. Личность становится лидером тогда, когда демонстрирует определенной массе людей, что наделена ценными навыками для организации группы, помимо того, лидер должен доказать свой профессионализм и свою компетентность.
Любая группа людей или компания рассматривается с двух позиций: как формальная и неформальная организация. Таким образом происходит возникновение двух разрезов отношений: формальных (должностных, функциональных) и неформальных (психологических, эмоциональных). Руководство — это социальное явление, существующее в разрезе официальных (формальных) отношений. Лидерство же считается больше психологическим явлением, которое спонтанно появляется в среде неофициальных (неформальных) отношений.
Исследования лидерских качеств
Изучение лидерства активно происходило в 40-е и 50-е гг. ХХ века. Тогда было проведено большое количество исследований, многие из которых посвящались именно определению качеств успешных лидеров.
Р. Стогдилл и Р. Манн провели группировку и унификацию лидерских качеств, выделенных другими исследователями. Они сформировали список из 5 качеств, однако в ходе практических исследований выяснилось, что многие люди обдают этими качествами, но не стали при этом лидерами. Так был сделан вывод, лидерство не может проявляться «автоматически». .
Ученые продолжили исследования, определив в результате четыре группы лидерских способностей:
- Управление вниманием (лидеры представляют подчиненным результат, цель или действие через привлекательный образ);
- Управление значением (доходчивая передача значения замыслов для принятия и одобрения каждым членом группы);
- Управление доверием;
- Управление самим собой.
Лидер ведет постоянную работу над своим личностным совершенствованием, превращая отрицательные черты в преимущества. Это помогает ему привлекать новых соратников и получать новые источники для успеха.
Развитие концепции четырех способностей привело к тому, что в скором время психологи выделили следующие группы лидерских качеств:
- физиологические (внешность),
- психологические (эмоциональные),
- умственные (интеллектуальные),
- деловые.
Ученые не получили подтверждения того, что личностные качества существенным образом оказывают влияние на продуктивность и успех работы руководителя. Большое число авторов посвятили свои эксперименты исследованию третьей группы качеств (умственных качеств). Они отслеживали связь между наличием развитого интеллекта и занятием руководящих позиций группе.
Сначала выяснилось, что лидеры, как правило, умнее, чем рядовые участники группы. Но в процессе дальнейшего наблюдения оказалось, что очень большая разница в уровне интеллекта лидера и ее остальных членов — это тоже плохо. В этой ситуации лидер начинает сталкиваться с еще большими проблемами, поскольку больше энергии тратит на то, чтобы быть понятым и принятым.
Развитие лидерских качеств руководителя
Для успешного лидера присущи задатки, которые позволяют ему смотреть на ситуацию со стороны. Он способен легко общаться, договариваться и строить коммуникативные мостики. В его отношении члены группы проявляют доверие.
Успешный лидер должен принимать решения, основываясь на ситуацию в целом. Если же таких задатков нет, то их можно развивать для успешной работы в должности лидера-руководителя.
В теорию развития лидерских качеств большой вклад внесли английские ученые М. Вудкок и Д. Фрэнсис. Практики посвятили свои труды исследованию вопросов личностных качеств, которые необходимы для каждого лидера, который хочет быть по-настоящему успешным.
Так они, выяснили, что лидерские качества способны развиваться и выходить на первый план в конкретных ситуациях. Это происходит, когда люди непосредственно сталкиваются со сферой управления, когда им необходимо быстро принимать решения и общаться со своими подчиненными.
Вне общества и социума человек не имеет возможности развивать в себе лидерские качества. Даже если у него есть задатки лидера, отсутствие других людей не позволит проявить свои качества. Если человек изучит книгу о развитии лидерских качеств, то он также не сможет мгновенно преобразиться. Это связано с тем, что лидерские качества должны проявляться в практических условиях, а знания обладают теоретическим характером.
В рамках группы качества лидера проявятся в том случае, когда перед ним будут стоять соответствующие задачи, например, необходимость повышения эффективности труда группы (если сроки реализации проекта малы либо истекают), достижение доверия коллектива и поддержка общения с ним, мотивация каждого члена группы работать в команде.
Лидерские качества позволяют решать споры среди сотрудников коллектива. При обращении клиентов лидер должен быть знаком с обстановкой в среде деятельности компании, отслеживая изменения и определяя все новое и прогрессивное. Для лидера важно умение генерировать новые идеи, находить решение проблем, организовать рабочий процесс с оптимальным использованием ресурсов. Дополнительно лидер должен грамотно распределить полномочия среди своих подчиненных.