Определение понятий «норма» и «отклонение от нормы»
Понятие нормы широко используется в различных научных сферах, таких как: психология, педагогика, медицина, социология и многие другие. В соответствии с этим невозможно дать единое определение, удовлетворяющее каждую из научных сфер и сводящее воедино все характеристики, которые подразумеваются при упоминании понятия «норма».
Сложность в определении данного понятия состоит не только в терминологии, но и в содержании, которое каждая из наук вкладывает в это понятие. Примером могут выступать нравственные номы – невозможно зафиксировать их раз и навсегда, не оставляя возможности изменять и дополнять.
Если говорить о самом обобщенном и отстраненном определении номы, то можно сказать, что норма – это какое-либо идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, показатель, который характеризует действительность, но не существует в ней в реальном воплощении.
Антиподом нормы выступает отклонение – явление, не соответствующее представлениям об идеальном образовании, выбивающееся из представлений общества о нормальных процессах и явлениях.
Группы отклонений от нормы развития личности
Отклонения от нормы можно условно разделить на 4 группы:
- Первая группа объединяет в себе физические отклонения, которые связаны с состоянием здоровья и определены медицинскими показателями.
- Вторая группа - это отклонения, подразумевающие временные или постоянные недостатки в психическом развитии человека, которые включают в себя различные виды нарушений речи, эмоционально-волевой сферы, аутизм, задержки психического развития, механические повреждения головного мозга и т.д. Особой группой отклонений является одаренность, мерой для которой являются характер продуктов деятельности, их новизна, оригинальность и нестандартность. Она также входит в группу отклонений психического направления.
- Третья группа включает в себя педагогические отклонения, возникающие вследствие отсутствия образования и непосещения учебных заведений. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.
- Четвертой группой является группа социальных отклонений, которые связаны с понятием социальная норма и непосредственным нарушением данных норм.
Понятие социальной нормы и отклонений от нее
Социальная норма – это правила, образцы действия либо поведения людей или их группы, установленные в данном обществе.
В психологии, педагогике и социологии очень подробно рассматриваются вопросы отклоняющегося поведение, его причин и закономерностей. Для определения данной категории нарушений используются различные термины: девиантное поведение, асоциальное поведение, устойчивые отклонения в поведении личности.
Основными причинами отклоняющегося поведения исследователи называют:
- трудности подросткового возраста, и самоопределения личности;
- неустойчивость социального поведения в обществе;
- низкая самооценка и комплекс неполноценности;
- нестабильные условия развития.
Следует отметить тот факт, что в реальности «чистых» отклонений не бывает. Один тип отклонения провоцирует другой, одна группа отклонений имеет свойство накладываться на другую. Можно совершенно уверенно говорить о том, что социальные отклонения обычно вызваны либо отклонениями в здоровье, либо психическими или педагогическими отклонениями.
Понятие социального выпадения
Следуя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что любое нарушение возможностей человека затрагивает всю систему личности и приводит к так называемому «социальному выпадению». Данное явление рассматривается исследователями из различных областей знаний и каждая из них имеет свои теории «выпадений».
Например, отклонения в поведении детей, которые имеют ограниченные возможности, рассматриваются в медицинской модели выпадения. Согласно ей, имеющиеся в поведении несоответствия социальным нормам представляют собой особую патологию здоровья, причиной которой выступают эндокринные нарушения, генетические отклонения и т.д.
В конце 19 начале 20 веков на основе медицинской модели была сформирована теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, получившая широкое распространение во всем мире. Основная идея данной теории заключается в том, что в любом обществе есть люди, имеющие какие-либо ограничения, однако это совершенно не мешает им осуществлять элементарную социально полезную деятельность.
Таким образом, люди с ограниченными возможностями, при специальном профессиональном обучении способны сами себя обеспечивать, и не быть обузой для окружающих людей и общества в целом. И что немаловажно, это способствует их личностному развитию и самоутверждению.
В середине двадцатого века медицинскую модель сменила модель социальная, толчком к развитию которой стала теория психоанализа.
Основной идеей данной модели выступила мысль о том, что отклоняющееся поведение необходимо рассматривать не только как результат отклонений в здоровье, но и как результат неправильно построенного процесса воспитания и взаимодействия с окружающим миром. В процессе разработки данной теории приоритеты в объяснении социальных выпадений претерпели значительные изменения:
- неадекватное поведение стало рассматриваться как результат деформированного процесса накопления социального опыта, в результате чего происходят субъективные изменения и деформация личности;
- источником социальных выпадений все чаще стали называться семейное неблагополучие, отсутствие педагогической культуры родителей, отсутствием тепла и любви со стороны родителей к ребенку.
Таким образом, постепенно накапливающиеся неразрешенные конфликты являются результатом, проявляющимся в отклоняющемся поведении.
Еще одной главной идеей социальной модели является утверждение о том, что отклоняющееся поведение поддается коррекции и возможно полное его исправление.