Коммуникативные способности: сущность и составляющие
Коммуникативные способности – это навыки и качества человека, которые помогают ему налаживать эффективное взаимодействие с людьми.
Коммуникативными способностями обладает каждый человек, просто кто-то использует их более эффективно, а кто-то менее эффективно. Эффективное использование коммуникаций зависит от множества факторов: характер человека, его воспитание, опыт родителей, социальный статус, образование и т.д.
В процессе жизнедеятельности человек набирается определенного опыта, который позволяет ему понимать жизненные аспекты, с помощью генерации информации, которой владеет индивид, он может выстраивать собственную коммуникационную систему.
Психологи отмечают, что коммуникативные способности могут быть заложены на генетическом уровне, а также могут приобретаться и вырабатываться человеком самостоятельно.
Конечно, если не развивать генетически заложенные способности, то это может привести к тому, что коммуникационная система не будет работать правильно.
Ученые и психологи выделяют несколько основных компонентов, которые составляют коммуникативные способности личности в целом:
- Когнитивный компонент в коммуникативных способностях. Этот компонент основан на восприятии окружающего мира, человек должен замечать, а, главное, запоминать и интерпретировать все, что происходит с ним или с другими людьми в общественной жизни. Важно откладывать в памяти главные события, анализировать их и использовать при взаимодействии с людьми. Главную роль в этом компоненте играет память, внимательность, восприятием того, что происходит;
- Компонент самооценки в коммуникативных способностях. Человек должен уметь оценивать не только все происходящее вокруг него, но и оценивать самого себя, свои способности, личные качества, возможности и т.д. Также при общении важно оценить возможности собеседника, это позволит повысить эффективность диалога;
- Компонент деятельности в коммуникативных способностях. Этот компонент основан на личностных способностях человека, а именно: как он может вести себя с собеседником, выражать свои мысли, накопленные знания, умение держаться, манеры, способность улаживать конфликтные ситуации и т.д. Деятельность один из важнейших компонентов коммуникации, так как проявляется как в вербальном и невербальном общении. Деятельный компонент человек сам может контролировать, работая над собой (развиваясь, практикуясь);
- Эмоциональный компонент в коммуникативных способностях. Этот компонент помогает создавать эмоциональный фон, с помощью которого собеседники могут свободно и непринужденно общаться. Такой компонент создает общее впечатление о разговоре, о человеке, с которым было общение. Данный компонент можно сформировать, однако, важны и врожденные качества человека: обаяние, создание комфорта и т.п. В процессе коммуникации желательно проявлять эмпатию к собеседнику.
Все эти компоненты вкупе и обусловливают коммуникативные способности человека.
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра – это игра со специальным сюжетом, с помощью которой ребенок учится выстраивать социальные отношения, развивать навыки коммуникаций.
Дошкольные и школьные учреждения часто используют сюжетно – ролевые игры, чтобы развивать те или иные способности детей. Часто педагог или психолог видит взаимодействие детей и разделяет их на группы по интересам, это необходимо с целью создания более комфортных условий в игре.
Сюжетно-ролевая игра может быть направлена на развитие таких способностей у детей как:
- Коммуникативные способности – это способность выстраивать и поддерживать общение со всеми участниками игры. Коммуникативные способности бывают необходимы, чтобы дойти до финала игры, ребенок, понимая это, начинает более усердно стремиться к результату, преодолевая трудности восприятия самого себя;
- Сговорчивость и уступчивость. Дети учатся быть более сговорчивыми, понимая, что это приведет к положительным результатам и позволит им остаться в игре. Также, всем известно, что дети упрямы и не хотят принимать то, что им навязывают, поэтому игра с помощью того, что показывает реальную взрослую ситуацию, учит детей идти на уступки;
- Толерантность и терпимость. Дети в процессе сюжетно-ролевой игры становятся терпимее друг к другу, хотя сами этого могут и не замечать, условия сюжета часто заставляют детей работать в команде, быть единым коллективом, невзирая на разногласия и ссоры между ними;
- Расширение кругозора. Сюжеты ролевых игр должны быть самыми разнообразными, а, главное, познавательными для детей. С помощью хорошего сюжета, разнообразных ситуаций и задач ребенок должен познавать все время что-то новое, то есть расширять границы своего мышления и горизонты знаний;
- Речь. Любая игра – это общение с другими ее участниками, поэтому развитие речи является главным направлением такого рода занятия. Важно применять в сценарии задания и вопросы, которые содержат новые и нестандартные для детей фразы, слова, словосочетания и т.д.;
- Интересы. Если ребенок чем-то увлекается, то данное увлечение может способствовать тому, что в сюжетно-ролевой игре он при выполнении определенного задания окажется лидером, что приведет к упрочнению его интереса. Например, в игре необходимо вспомнить авторов литературных произведений и перечислить их. Если ребенок увлекается чтением, он это сделает без труда, что, скорее всего, сделает его ведущим игроком, такая удовлетворенность собой подтолкнет его и дальше развивать свой интерес к литературе.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры должны присутствовать в программе развития детей как дошкольного, так и школьного возраста. Их можно считать некими психолого-педагогическим экспериментом, который показывает на что способен ребенок, а что в его способностях и развитии следует корректировать.