Групповая исследовательская деятельность – это одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества, в процессе которого дети овладевают навыками самостоятельной деятельности, становятся в позицию исследователя и выступают в качестве равноправного участника обучения.
Формирование коммуникативных компетенций
Известно, что умение учиться является новообразованием, которое относится, в первую очередь, к освоению форм учебного сотрудничества. Вопрос формирования коммуникативных компетенций — это пример многочисленных психологических, лингвистических, педагогических исследований.
Психологи считают, что коммуникация обозначается как умение и навыки общения с окружающими, оказывающие воздействие на успех индивидов разного возраста, образования, культурного уровня и психологического развития. Такие люди обладают разным жизненным опытом и отличаются друг от друга коммуникативными способностями.
Коммуникативная способность младшего дошкольника представляет собой природную одарённость к общению, с одной стороны, и коммуникативную производительность – с другой. Еще Б. Г. Ананьев и А. В. Мудрик в своих исследованиях указывали на важность коммуникативного развития в младшем дошкольном возрасте для дальнейшего психического и социального становления личности.
По данным психологов, изучающих проблему, нарушение общения в детском возрасте способствует потере эмоциональных контактов с взрослыми людьми и сверстниками, отсутствию комплекса оживления, отсутствию развития коммуникативных функций речи, отсутствию способности правильно устанавливать взаимоотношения и формировать навыки общения.
Коммуникативные компетенции младшего дошкольника важно изучать как деятельность, субъектом которой является группа. Этот вопрос касается системы психологических, индивидуальных умений, свойств, способностей, обеспечивающих личности возможность вступить в общение.
Развитие коммуникативной компетенции в младшем дошкольном возрасте
Коммуникативную компетенцию нельзя считать новой темой в школьной системе обучения, поскольку её реализация предполагает применение разных коллективных (коммуникативных) приёмов работы. Приемы включают:
- Дискуссию,
- Групповую работу,
- Парную работу.
Групповая работа – это самая продуктивная форма организации учебного сотрудничества детей младшего дошкольного возраста. Групповая деятельность включает организованное взаимодействие двух или более детей как совокупного субъекта взаимодействия с миром. Они объединяются с помощью единой цели и совместных усилий по ее достижению.
В процессе групповой исследовательской деятельности обучение способствует привнесению новизны в организацию традиционного процесса, способствуя совершенствованию социально значимых отношений между воспитателем и группой воспитанников. Именно в группе дети обучаются рефлексии, которая состоит в умении смотреть на самого себя, на собственную деятельность со стороны. Ребенок начинает понимать, что он делает, зачем и почему он это делает и говорит то или иное, получая возможность давать оценку своим действиям.
Проводя исследовательскую работу в составе группы, младшие дошкольники на своем опыте убеждаются в необходимости совместного планирования. Они в первый раз пытаются распределить обязанности в ходе общения для достижения общих целей. Дошкольники, таким образом, объединяются, приучаются работать в ходе исследования согласованно и слаженно.
Развитие коммуникативных навыков в процессе групповых исследований связано с тем, что дети начинают испытывать чувство коллективной ответственности за результат общей работы. Помимо этого, групповая форма организации работы способна сделать явными усилия и способности каждого. Это представляет собой важный и естественный стимул для здорового творческого соревнования.
Совершенствование групповой работы с целью улучшения коммуникативных навыков
В последнее время для воспитательного процесса свойственно совершенствование многих аспектов педагогического процесса. В его основе лежит формирование системы развития коммуникативных компетенций с помощью организации групповых исследовательских форм работы. Цель такой педагогической деятельности представлена использованием разных форм и видов групповой деятельности в качестве условий формирования коммуникативных компетенций дошкольников.
Для достижения планируемых результатов необходимо решить несколько основных задач:
- Определить уровни и качественные критерии сформированности коммуникативных компетенций воспитанников;
- Организовать необходимые условия для приобретения дошкольниками коммуникативных умений в ходе исследовательской работы в группе;
- Внедрить на занятиях групповые формы работы, которые будут способствовать развитию коммуникативных компетенций ребенка.
В зависимости от поставленных целей и задач в рамках опыта педагоги применяют различные формы групповой работы. При организации исследовательской деятельности, педагоги могут брать за основу концепцию коллективного (группового) способа обучения, которую разработал и обосновал академик В. К. Дьяченко.
Он применял методики совместной работы детей в парах сменного состава по карточкам. Цель этой групповой технологии представлена формирование условий для развития навыков групповой работы. Групповые технологии в качестве коллективной деятельности предполагают процесс взаимного обогащения детей в группе, организацию совместных действий, которые приводят к активизации учебно-познавательных процессов.
Переходная стадия реализации технологии работы в группах представлена работой в парах. Ее нужно начинать с первых дней обучения в средней группе. Ребенок сначала учится работать в паре «воспитатель-воспитанник», в ходе чего знакомится с правилами общения. Работа в парах организуется на разных этапах занятий с детьми.