Этническая толерантность — это человеческая способность проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, включая их поведение, национальные традиции, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования.
Сущность понятия "толерантность"
Сущность категории «толерантность» более подробно раскрывает «Декларация принципов терпимости». Она характеризует это понятие как наличие уважения, принятия и правильного понимания всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления индивидуальности человека.
Для толерантности характерны понимание, честные добродушные контакты, свободное здравомыслие, наличие совести и определенные убеждения. Толерантность – один во множестве. Толерантность способна делать человека сильнее, помогая ему достигать мировых соглашений. Она ведет общество в неограниченный мир культурного наследия и духовного богатства народов, которые живут по соседству. Толерантность заключается не в отступлении от своих принципов, не в снисхождении и притворстве в угоду кому-либо, а в лояльном отношении к происходящему сегодня как основе понимания всевозможных прав и свобод человека.
Основа толерантности включает 3 позиции:
- уважение позиции другого, сохранение и отстаивание собственной точки зрения;
- признание возможности для существования других мнений и точек зрения, убеждение в том, что они могут быть высказаны и выслушаны;
- предпочтение мнения и точки зрения другого, если в споре человек уверяется в собственной неправоте.
Признание позиции другого способствует расширению мировоззрения человека, культурно обогащая его. Толерантность предполагает защищённость интересов субъектов в любом порядке, при этом данное положение относится ко всем гражданам общества
Воспитание толерантности у подростков
В исследованиях психологи рассматривали этническую толерантность и выявили эмоциональный компонент, выраженный высокой степенью эмпатии. Именно эмоциональный компонент может отвечать за накопление опыта сопереживания, отражая его способность к рефлексии и способствуя формированию поведенческого компонента. Последний выражается через этнотолерантное поведение личности.
Что касается поведенческого компонента, то он в полной мере связан с работой самого ребёнка подросткового возраста, включая его отношение к людям, которые представляют другие народы с отличной культурой и ценностями. Этот компонент находит проявление через совместную деятельность подростков и представителей других этносов. Он должен характеризоваться следующими чертами:
- открытость к взаимодействию,
- поддержка и развитие отношений,
- дружелюбие,
- тактичность,
- умение преодолевать конфликты,
- адекватная реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о представителях другого этноса.
Данные предпосылки способны сформировать этнотолерантное поведение, которое представлено формой деятельности в области активного отношения к представителям других этнических общностей. В его основе лежит уважение, принятие уникальности каждого и способность сознательно подавлять чувство неприятия.
Самое эффективное средство предупреждения расовой нетерпимости у подростков состоит в воспитании их в духе толерантности. Оно начинается с обучения детей общим правам и свободам для и укрепления стремления защищать свои права и права других.
Подростковое воспитание в духе толерантности нужно рассматривать как неотложную и важнейшую задачу. Оно способствует формированию у молодёжи навыков независимого мышления, при этом они начинают критически мыслить и вырабатывать суждения, в основе которых лежат моральные ценности.
Воспитание толерантности в школе
Толерантность представляет собой фактор, который стабилизирует любое сообщество. Она способна направлять отношения в социуме в мирное русло, связывать индивидов с традициями, нормами и культурой своего народа.
Сегодня необходимо новое поколение, имеющее готовность к жизни в изменяющихся условиях, а также готовность меняться. Все это представляет сложную задачу, которую следует начать с подготовки работников, ориентированных на воспитательную деятельность в духе толерантности.
Все учебные программы в сфере образования должны влиять на улучшение взаимопонимания, укрепление терпимости в отношениях. Это должно распространяться на отдельных людей и различные группы. С этой целью тема толерантности вводится в программы курсов педагогики, психологии, культурологи и др.
Для формирования естественной внутренней уверенности подростка в себе в качестве основы толерантного отношения к другим, в семье и в школе преподаватели должны учить подростков слушать и слышать себя, собственный внутренний голос, интуицию и, разумеется, следовать ему.
Родители и учителя обеспечивают воспитание толерантности через внимательное отношение к детским «хочу – не хочу» и прочим реакциям. Они пока еще являются естественной природной реакцией детей, за ними чаще всего стоит не каприз, а интуитивное ощущение, что нужно (не нужно) ребенку в соответствии с истинным предназначением.
Педагоги также должны обратить внимание на то, что систематическое подавление истинных желаний и навязывание социальных стереотипов подростку в школе и семье — это путь формирования внутреннего разлада, по причине которого проявляется отсутствие толерантности.
Для школьного периода вопрос воспитания толерантности актуален сам по себе. На этой стадии формируется взаимодействие между 20-30 детьми, которые приходят из разных микросоциумов и имеют разный жизненный опыт.
Для плодотворного обучения в классах важно сводить любые противоречия в процессе взаимодействия к определенной общей основе. Развитие сотрудничества в процессе воспитания толерантности возможно при ненасильственном, уважительном отношении, гармонизации отношений в классе.