Психологический тест — это специальный инструмент, который используется для диагностики психических особенностей индивида. Процедура создания теста не регламентирована, поэтому любой человек может создать свой тест.
История психологических тестов
Психологическое тестирование — это направление, возникшее из экспериментальной и дифференциальной психологии. Первый объект исследования психологов был представлен человеческими реакциями. Примером может быть сужение зрачка при вспышках света. В первую очередь, ученые исследовали индивидуальные реакции испытуемых на стимулы и устойчивые поведенческие модели в выбранных ситуациях.
В начале 19 века в качестве объекта психологического тестирования выступал интеллект человека. Первый тест, измеряющий когнитивные способности, — методика Бине-Симона. Этот инструмент был предназначен для определения умственных способностей людей, а его задания группировались по возрастам (3 - 13 лет). Для каждой возрастной группы были подобраны свои тесты.
Категория «интеллектуальный тест» была введена в психологию экспериментальным психологом Дж. М. Кеттелом, который активно продвигал идею о необходимости использования тестов с целью анализа закономерностей работы человеческой психики. Автор предлагал не менее пятидесяти тестов, измеряющих чувствительность, время реакции на стимул и др.
Разделить людей на группы в соответствии со степенью умственного развития позволила методика В. Штерна, который стал основателем дифференциальной психологии и ввел показатель IQ. Этот критерий считался равным частному от деления умственного возраст на хронологический возраст с дальнейшим умножением на сто.
Классификация тестов
Какой тест подойдет для той или иной ситуации, решить трудно. Психолог и психиатр должен проводить тестирование с опорой на жалобы и симптомы конкретного человека.
Тесты могут оценивать:
- Способности (оценка возможностей человека в овладении знаниями, навыками, умениями в разных сферах);
- Личность (изучение волевых, эмоциональных, характерологических аспектов);
- Интеллект (изучение особенностей интеллекта и когнитивных функций);
- Психофизиологические методики (оценка аспектов деятельности центральной нервной системы);
- Достижения (оценка степени знаний, навыков и умений после того, как человек прошел обучение).
Разновидности тестов выделяются в зависимости от подклассов и признаков, взятых за основу деления. Самое значимое деление представлено классификацией тестов по форме и содержанию.
В соответствии с формой тесты могут являться индивидуальными и групповыми, письменными и устными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными. Также они делятся на вербальные и невербальные (практические).
Индивидуальные тесты представляют собой вид методик, в которых взаимодействие экспериментатора и испытуемого осуществляется наедине. Этот тип теста обладает своими преимуществами, поскольку психолог получает возможность наблюдать за человеком (мимикой и непроизвольными реакциями). Он слышит и фиксирует непредусмотренные инструкцией высказывания, что позже позволит дать оценку отношению к обследованию, отметить функциональное состояние.
Индивидуальный вид тестов чаще всего требуется в работе с детьми младенческого и дошкольного возраста. Также он предназначен для тестирования лиц, у которых обнаружены соматические нарушения или физические недостатки. Разновидность тестов требует большое количество времени на осуществление эксперимента, поэтому ее считают менее экономичной в сравнении с групповым тестом.
Групповые тесты дают возможность одновременно провести обследование очень большой группы людей (до нескольких сотен испытуемых). При этом виде тестирования важно особенно строго соблюдать единообразие условий проведения эксперимента, поскольку обработка результатов объективизируется и для нее не требуется высокая квалификация.
Недостатки группового тестирования заключаются в том, что у экспериментатора мало возможностей в установке взаимопонимания с испытуемыми, пробуждении у них интереса и обеспечении сотрудничества. Любое случайное состояние испытуемого (например, болезнь, утомление, беспокойство и тревожность), влияющее на выполнение заданий, труднее выявляется в рамках группового тестирования.
Выделяют еще несколько видов тестов:
- Вербальные тесты,
- Тесты достижений,
- Тест имитации,
- Тест на интеллект и др.
Вербальное тестирование берут за основу при отборе персонала на различные вакансии. Задания теста позволяют оценить способность человека к верному и логическому восприятию информации в письме, включая её интерпретацию. Помимо этого, результаты вербального теста дают возможность выявить способность к формированию логических выводов, самостоятельности в организации отчетов, точной формулировке мыслей и вопросов.
Тесты достижений концентрируются на оценке уровня навыков и знаний, которые достиг испытуемый, проверке на наличие потенциала. Данная категория тестирования в психологии разделяется на подкатегории. В них одни из тестов становятся узконаправленными испытаниями, а другие – более обширны. У этой формы тестирования не существует единой структуры. Испытуемого могут попросить выполнить некоторое действие или решить задачу.
Тест имитации является одним из самых популярных методов тестирования. При его осуществлении испытуемым предлагают выполнить практическое задание, и спрашивают, каким образом они собираются его выполнять. Например, человека, который пришёл устраиваться на должность преподавателя, могут попросить смоделировать ситуацию, когда ему необходимо успокоить детей, которые сильно шумят.
Самый знаменитый и распространённый тест — это тест на уровень IQ. Особенности данного теста состоят в том, что он позволяет оценить развитие наглядно-действенного, словесно-логического и образного мышления.