Сущность и виды одаренности
Одаренность - это комплексное психическое образование, сочетающее в себе психофизиологические, познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и ценностно-смысловые компоненты, которые, развиваясь системно, позволяют человеку достигать более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Проявления одаренности могут быть постоянными в течение жизни, а могут быть локальными, свойственными для конкретных возрастных периодов (переходящий характер). Основные критерии, на которых строятся классификации проявлений одаренности, следующие: вид деятельности по проявлениям; степень сформированности; форма проявлений одаренности; широта проявлений в разных видах деятельности; возрастные особенности проявлений
С точки зрения вида деятельности, в котором проявляется одаренность, выделяют: практическую одаренность (в ремесленных видах деятельности, спортивных и организационных), познавательную одаренность (интеллектуальная одаренность в естественных, гуманитарных и точных науках), художественно-эстетическую одаренность (изобразительная, музыкальная, сценическая, хореографическая), коммуникативную одаренность (интерактивная и лидерская), духовно-ценностную одаренность (одаренность в сфере создания духовных ценностей и служения людям).
По степени сформированности выделяют актуальную и потенциальную одаренность, актуальная одаренность проявляется в непосредственно более развитом уровне овладении какой-либо деятельности относительно социально-возрастных норм; потенциальная одаренность выражается в наличии возможностей для ярких достижений, но которые пока еще не проявлены.
По форме проявления одаренность может быть явная и скрытая, явная одаренность проявляется очень отчетливо и ярко в любых условиях, признается всеми окружающими; скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, многие могут ее не замечать и относить ребенка к разряду «неудачников».
По широте проявлений одаренность может быть общей или специальной: общая одаренность реализуется в рамках разных видов деятельности, а специальная проявляется в конкретных видах деятельности.
По возрастным особенностям проявлений можно выделить раннюю одаренность и позднюю, ранняя одаренность проявляется в дошкольном возрасте или младшем школьном (дети-вундеркинды).
Одаренные дети
Одаренные дети – это дети, которые довольно сильно отличаются от других детей интеллектуальными способностями, склонностью и восприимчивостью к обучению, доминирующими познавательными и творческими потребностями.
Одаренность определяется общим опережением в психическом развитии, познавательном и физическом.
Опережение в познавательной сфере проявляется еще в довольно раннем возрасте - у одаренных детей более выражено любопытство, они склонны задавать много вопросов, активно исследуют все, что их окружает и привлекает внимание. Такие дети очень толерантны к неопределенным и неоднозначным задачам: им очень нравится придумывать новые способы решения задач, изобретать что-то.
Основные интеллектуальные операции у одаренных детей формируются довольно рано: это прослеживается в их стремлении к коллекционированию, классифицированию предметов, систематизации.
Помимо этого, такие дети начинают рано говорить, у них формируется довольно большой словарный запас вследствие их любопытства и внимательности.
В целом, одаренные дети являются более способными к осознанному целеполаганию в учебной деятельности, формулированию четких целей и мотивов собственной деятельности.
Опережение в психическом развитии проявляется в высоких показателях развития внимания, его концентрации и объема.
Одаренные дети способны в раннем возрасте выстраивать логические причинно-следственные связи между событиями и явлениями, также у них раньше раскрываются способности к абстрактному и креативному мышлению, а также творчеству.
Основные интеллектуальные операции у одаренных детей формируются довольно рано: это прослеживается в их стремлении к коллекционированию, классифицированию предметов, систематизации.
Также у одаренных детей чрезвычайно богатое воображение и фантазия, они нередко придумывают себе несуществующих друзей, рассказывают выдуманные истории о своей жизни. Также богатое воображение провоцирует развитие преувеличенных страхов и чувства юмора.
На уровне общения с другими людьми, одаренные дети обладают острым чувством несправедливости, преувеличенным эгоцентризмом.
На уровне физических проявлений, у одаренных детей очень проявляется высокий энергетический потенциал, гиперактивность, проблемы со сном. Интересной особенностью одаренных детей является то, что их тонкая моторика не так сильно развита, как интеллект: им гораздо сложнее что-то делать руками, чем читать или считать.
Система работы с одаренными детьми
Одаренные дети в школе - это те дети, которые требуют к себе особенного внимания, поддержки и помощи.
Основная сложность при работе с одаренными детьми - это сложность диагностики одаренности детей, недостаточность методического и содержательного материала по диагностике и специфике работы с одаренными детьми.
Кроме этого, школьный процесс в основе своей ориентирован на некоторый средний уровень интеллектуального развития в классе, поэтому одаренные дети которые быстро справляются с текущими заданиями, требуют более индивидуального подхода, насыщенного творческими и необычными заданиями.
Учитель не всегда способен обеспечить такой подход, в результате чего одаренные дети выпадают из общего процесса, становятся «белыми воронами» в классе. Но что более важно, ребенок постепенно начинает терять свой потенциал одаренности, западая на общем темпе обучения.
Получается, что основная траектория работы с одаренными детьми - это создание педагогических и социальных условий для развития потенциала ребенка. Основной принцип по работе с одаренными детьми должен строится на следующих позициях: разнообразие возможностей для интеллектуального развития и развития личности одаренных детей, индивидуальный и дифференцированный подход к разработке траектории обучения одаренных детей, расширение возможностей для внеурочной деятельности, предоставление свободы выбора в дополнительных формах обучения.
Стратегические направления работы с одаренными детьми можно определить следующим образом:
- Первый этап - аналитический: решается задача ранней диагностики уровня интеллектуального развития детей, а также способностей в разных видах деятельности. На основе этой информации организуется планирование параллельного процесса урочной и внеурочной деятельности, который позволяет детям проявить свои способности: планируется количество и разнообразие дополнительных сфер образования.
- Второй этап - диагностический: на данном этапе проводится индивидуальная диагностика общих и специальных способностей детей в ходе урочной и внеурочной деятельности. Важной частью данного этапа является выявление скрытой одаренности: для этого организуется групповые формы работы, проектные виды деятельности, предметные кружки.
- Третий этап - углубление развития способностей: на данном этапе формируются новые методы и принципы обучения. Происходит переход к технологиям деятельностного обучения (дискуссии, семинары, конференции), которые побуждают одаренных детей к творчеству. идет упор на развитие разных типов мышления: дедукции, индукции, критического мышления. Развиваются навыки проектного исследования, работы в команде.