Изучением всех вопросов, связанных с разного рода зависимостями, занимается наука об аддикции.
Аддиктология и ее основные положения
Аддиктология - это наука о зависимостях, т. е. об аддиктивном поведении. Она рассматривает причины возникновения пристрастий, закономерности их развития, признаки и симптомы, а также методы психотерапии и коррекции.
Как самостоятельная научная область, она возникла в конце 1980-х годов в Соединенных Штатах, став самостоятельным подразделением, исследующим последствия злоупотребления наркотиками и алкоголем и употребления психоактивных веществ. Сегодня сфера интересов аддиктологии намного шире, и она связана не только с аддиктологией, но также с клинической психологией и психиатрией и рассматривает проблему зависимостей с совершенно разных точек зрения.
Аддиктивное поведение и его классификация
Аддиктивное поведение - это особая форма девиантного поведения, выражающаяся в желании человека вырваться из реальности, изменить свое психическое состояние. Иначе говоря, человек «убегает» от реальности, которая ему чем-то не подходит. Смысл его - изменить состояние психики путем использования определенных веществ или сосредоточиться на определенных видах деятельности или предметах.
Аддиктивное поведение начинает развиваться, когда человек сталкивается с эффектом, который произвел на него сильное впечатление. Это впечатление остается в памяти и достаточно просто извлекается из неглубоких слоев подсознания человека. Появление зависимостей часто связано с воздействием наркотика, или алкоголя, или вовлечением человека в какую-либо деятельность, например, в игру, которые влияют на психику человека. И главная особенность зависимости - это желание переживать измененное состояние сознания снова и снова.
Человек ищет свой универсальный и довольно простой способ выживания при помощи избегания проблем. На психофизиологическом уровне нарушается естественная адаптационная способность человека, подверженного зависимостям. Первым признаком этих расстройств является чувство психологического дискомфорта.
Как правило, желание повторить прошлый опыт начинает проявляться все больше и больше, и процесс зависимости развивается, так как сознание только и думает о том, как вновь реализовать этот опыт. В результате человек все больше и больше времени уделяет своей зависимости, которая затрагивает все сферы его жизни, здоровье и т. д. Осознание зависимости позволяет человеку испытывать приятные и интенсивные ощущения, которые человек никогда не сможет получить в своей повседневной жизни. Психология объясняет это тем, что возникающие ощущения порождают иллюзию счастья, комфорта и контроля в сознании, в результате чего жизнь без опыта, связанного с зависимостью, становится неинтересной и серой.
Исследование и коррекция аддиктивного поведения
Существует пять основных подходов к изучению аддиктивного поведения:
- Мотивационный подход, отраженный в теории реактивного сопротивления. Он фокусируется на мотивации, которая возникает, когда существует угроза свободе человеческого поведения.
- Психодинамический подход, подчеркивающий, что причин для зависимости может быть много, и они могут зависеть от личностных характеристик, а также от среды и характера взаимодействия человека с этой средой. Черты личности являются предрасполагающими факторами.
- Персональный подход, который говорит, что только определенные типы личности склонны к зависимости.
- Теория ожидаемого действия с учетом когнитивного компонента в модели зависимости. Зависимость в этой теории считается альтернативной реакцией на преодоление трудностей и проблем.
- Теория социального обучения, анализирующая факторы, вызывающие и усиливающие употребление психоактивных препаратов.
Многолетняя практика применения подходов к изучению аддиктивного поведения позволила практикующим психотерапевтам разработать определенную методологию работы с зависимостями. Сегодня аддиктологи всего мира используют три основных метода лечения и коррекции зависимостей.
Существует несколько психологических характеристик людей, «подходящих» для аддиктивного поведения:
- тревожность;
- зависимость (в классическом виде);
- поведенческая повторяемость и стереотип;
- желание снять ответственность при принятии решений;
- погоня за необоснованными обвинениями других;
- страх стабильного эмоционального контакта;
- скрытый комплекс неполноценности в сочетании с показным превосходством;
- низкая терпимость к трудностям повседневной жизни в сочетании с приемлемой терпимостью к кризисам.
Психотерапия
Вредные привычки следует рассматривать не только как проблему обмена веществ, но и как постоянную привычку действовать определенным образом или принимать какие-то вещества, вызывающие зависимость. Другими словами, человек с зависимым поведением имеет психические нарушения, которые может быть трудно скорректировать самостоятельно. Поэтому применяются методы психотерапии.
Существуют три основных психотерапевтических области помощи пациенам с аддиктивным поведением:
- Когнитивно-поведенческая психотерапия. Это сеансы, которые проводятся с человеком опытным психотерапевтом в непринужденной обстановке. Обсуждаются предпосылки формирования зависимости, вырабатываются новые модели поведения, создается дополнительная мотивация для преодоления зависимости. (В особых случаях психотерапевт может использовать гештальт-терапию для повышения самосознания человека.)
- Аутотренинг. Метод эффективен для людей, которые сохранили силу воли и адекватное мышление. Человек сам понимает, что нужно освобождаться от аддикции, и мотивирует сам себя. Однако аутотренинг может принести результат лишь на первых этапах развития аддиктивного поведения, а в запущенных случаях он превращаются в психотерапевтическое и медикаментозное лечение. Также способ подходит как дополнительный.
- Помощь близких. Суть в том, что люди, которые заботятся о человеке, помогают ему преодолеть его зависимость. Они могут принимать непосредственное участие в психотерапии (поддержка, формирование более благоприятных условий жизни, мотивация и т. д.) или обратиться за помощью к психотерапевту.