Психотерапия - это метод лечения психических и соматических расстройств, вызванных неразрешимыми интрапсихическими осознанными или неосознанными конфликтами, требующими от пациента участия и совместной работы, желания и умения завязывать контакт, способности наладить психотерапевтические отношения, которые делают возможным существование психотерапевтического процесса, в котором основным способом коммуникации является речь.
Игротерапия и драматерапия
Игровая терапия (игротерапия) – это один из методов психотерапевтического воздействия на ребенка посредством игры и игровых действий.
Особенности игротерапии:
- Ребенок в процессе игры должен выполнить определенные действия, которые связаны с решением заранее поставленных задач.
- Игра позволяет ребенку отвлечься от реальности, и связанных с ней обстоятельствами и ответственностью.
Именно эта двуплановость игротерапии обуславливает ее развивающий и психотерапевтический эффект.
Прежде, чем приступить к проведению игротерапии, необходимо установить доверительные и положительные взаимоотношения с ребенком. Только в этом случае игровые действия, совершаемые ребенком в процессе терапии, принесут ожидаемый эффект. Кроме того, игротерапия способствует расширению кругозора ребенка, пополнению новых манипуляций с разнообразными предметами.
В настоящее время игротерапия достаточно широко распространена, так как она оказывает положительный эффект в следующих случаях:
- Коррекция агрессивных проявлений, действий и агрессивного поведения.
- Способствует улучшению эмоционального состояние ребенка в различных психотравмирующих для него ситуациях (развод родителей, насилие и т.д.).
- Способствуют снижению страхов, стресса и тревожности у детей.
- Используется в качестве коррекционного метода при возникновении сложностей в процессе обучения.
- Используется в качестве метода коррекции при отставании в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии.
- Используется в качестве метода коррекции и лечебного метода при заикании, а также для облегчения различных психосоматических заболеваний.
Драматерапия – это одно из современных направлений в арт-терапии, представляющее собой разыгрывание драматизаций по ролям.
Основные задачи драматерапии:
- Повышение уровня социального взаимодействия с окружающими.
- Овладение навыками расслабления и самоконтроля.
- Расширение кругозора детей, развитие у них воображения и фантазии.
- Коррекция поведения и повышение уверенности в собственных силах и возможностях.
Драматерапия проводится под руководством терапевта, который выступает в качестве режиссера, выбирая проблемную тему. В ходе импровизации терапевт вместе с детьми разыгрывает ее. Эффективность драматерапии во многом зависит от того насколько ярко и эмоционально ребенок сможет выразить и показать свое внутреннее состояние, свои переживания и чувства.
Куклотерапия и терапия песком
Куклотерапия – это психотерапевтический метод, направленный на оказание психологической помощи детям, в основе которого заложена коррекция поведения посредством организации кукольного театра.
Куклотерапия оказывает положительное влияние на психическое здоровье детей, способствует развитию самопознания, улучшению адаптации в окружающем социуме, развитию умения эффективно разрешать разнообразные конфликтные ситуации в условиях коллектива.
Суть куклотерапии заключается в том, что ребенок выбирает любимого персонажа (из сказки, мультфильма и т.д.) и разыгрывает с ним различные психотравмирующие его ситуации. Особо необходимо отметить, что кукла может быть уже готовой и тогда задача ребенка только выбрать персонаж, а может быть предварительно сделана самим ребенком. В случае, если ребенок самостоятельно с помощью взрослого создает куклу, то процесс ее создания также является частью терапии.
Куклы, которые могут быть использованы в куклотерапии: марионетки, игрушки, теневые, пальчиковые, варежковые, ростовые, плоскостные, веревочные и т. д.
Эффективность куклотерапии, как психотерапевтического метода работы с детьми, заключается в том, что кукла выступает в качестве посредника между ребенком и взрослым. То, что ребенок не может выразить или стесняется сказать взрослым, он выражает посредством куклы. То есть, проецирует свои психологические проблемы.
Песочная терапия (пескотерапия) – это относительно «молодой» психотерапевтический метод работы с детьми, представляющий собой использование разнообразных игр с песком.
Пескотерапия используется в качестве психотерапевтического метода при лечении и коррекции психосоматических расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.
Пескотерапию необходимо начинать с ознакомления ребенка с песком. Терапевт предлагает ребенку потрогать песок, погладить его, взять в ладошку, провести пальцами и ребром ладони по песку, оставив разные рисунки и т.д. В то время когда ребенок трогает песок, пересыпает его с руки в руку или просто высыпает с руки в кучку, терапевт задает различные вопросы, касающиеся тех чувств, которые он испытывает в данный момент.
После того, как ребенок ознакомиться с песком и его свойствами, терапевт дает различные задания. Например: спрятать песок в ладошки, разделить горку с песком ладонью на две части и т.д. Постепенно задания становятся сложнее и интереснее. Например, ребенок закрывает глаза, а терапевт насыпает ему немного песка на один из пальчиков, нужно назвать пальчик.
В процессе пескотерапии развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности.
Пескотерапия может проводиться в теплое время года на улице, для этого можно использовать как песочницу, так и насыпать небольшое количество песка в емкость и заниматься за столом. В холодное время года, пескотерапия организуется в помещении. Можно использовать как очищенный речной песок, организовав для игр с ним специальное место, так и современный кинетический песок разных цветов.