Основные симптомы и причины заикания
Заикание - это речевое нарушение, которое проявляется в том, что артикуляционный аппарат и мускулатура гортани двигаются судорожно, в результате чего человек вынужден «застревать» на определенном звуке или группе звуков.
Основными причинами заикания являются:
- наследственный фактор,
- осложнения при беременности или при родах,
- тяжелые заболевания нервной системы энцефалопатического характера,
- сильный испуг,
- неблагоприятная атмосфера в семье - частые скандалы, холодное и жестокое отношение старших детей,
- наличие двух языков в семье.
Основные симптомы заикания:
- нарушается речевое дыхание: выдох становится резким и частым, на вдохе ребенок заглатывает лишний воздух,
- нарушение плавного произношения определенных звуков, появление судорогоподбных звуковых замыканий,
- соматические проявления, сопровождающие заикание, телесные зажимы: гипертонус мышц рук, головы, глаз и ног.
В целом, у ребенка формируется страх перед определенными звуками: страх, что он их не выговорит, не скажет, запнется. Поэтому заикание - довольно острая проблема, имеющая как соматические, так и психологические проявления.
Типичный возраст для первого проявления заикания - это дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Надо отметить, что это очень важный во многих смыслах период для развития ребенка. На этот возраст приходится очень много сензитивных моментов: активно развивается речь, расширяется эмоционально-потребностная сфера, коммуникативная среда, но произвольность поведения и саморегуляция еще не развиты. В результате, ребенок оказывается окруженным очень большим массивом информации и событий, но не всегда является способным дать ответ или реакцию на эту информацию.
Неслучайно, что данный возраст является пиковым для развития детской тревожности, страхов, агрессивности. Наиболее актуальными являются страхи смерти, одиночества, чужих людей. Заикание также является одним из главных маркеров этого возраста.
Психосоматическое заикание
Выделяют несколько форм заикания: невротическое (формирующееся в результате стрессовой ситуации) и неврозоподобное (формирующееся как следствие наследственных или приобретенных заболеваний).
При невротической форме заикания ребенок не может говорить только в определенной стрессовой обстановке (в людных местах, при виде животных и т. д.). При неврозоподобных же формах ребенок запинается в любой обстановке, при этом характерны определенные соматические проявления.
Психосоматика - это направление на стыке медицины и психологии, изучающее психологические причины развития соматических заболеваний, а также способы коррекции этих заболеваний.
Основной психосоматический механизм, который связывают с развитием заикания - это несоответствие получаемой информации с возможностями по ее переработке.
К психосоматическим причинам заикания относят следующие: резкая смена условий (истерическая форма заикания), постоянное сравнение ребенка с другими детьми, обесценивание его достоинств (неврастеническая форма заикания), гиперопека родителей формирует у ребенка чувство неуверенности, страха непривычных и новых ситуаций (психастеническая форма заикания).
Помимо этого, формированию невротического заикания способствуют авторитарные формы воспитания, которые закладывают страх высказать свое мнение, страх быть осмеянным или непонятым.
Заикание у взрослых психосоматически связывают с чувством неуверенности, неспособности постоять за себя, страхом высказать свое мнение, самовыражаться. Помимо того, заикание связывают с запретом в детстве плакать и в целом выражать свои эмоции.
Основные типы развития невротического заикания
Развитие заикания происходит у всех детей по-разному:
- Дети-говоруны - это тип развития заикания, который сформировался в результате негативной оценки речи ребенка. Такие дети начинают рано говорить, любят экспериментировать со звуками и слогами и т.д. И ребенку важно получить реакцию на это. Но бывает, что родители не реагируют на такую бурную речь ребенка, или они ждут каких-то конкретных слогов и слов. В итоге, игнорирование или же негативная реакция на такой бурный поток слов формирует у ребенка противоречие: с одной стороны, ему хочется говорить, но с другой стороны на это нет никакой реакции, либо она резко негативная. В итоге, речь ребенка начинает искажаться. Еще хуже бывают ситуации, когда дети в возрасте 5-7 лет могут выдумывать разные истории с целью привлечь внимание взрослых, и получают на это их реакцию, что это "вранье". Такая реакция также закладывает речевое искажение.
- Дети-молчуны - это другой тип развития заикания, при котором детям сложно начать говорить, делать это в людном месте, в их речи очень частые паузы. Суть заключается в том, что такие дети очень послушные, флегматичные, медлительные, постепенные, зависимые от родителей. И нередко их медлительность натыкается на поторапливание или перебивание родителей или других взрослых. Такой механизм закладывает у ребенка страх опозориться на публике, заговорить при людях.
- Дети-визуальщики - это тип заикания, который формируется в результате воздействия какой-то эмоционально насыщенной и пугающей ситуации. Такие дети, как правило, очень впечатлительны, эмоциональны, чувствительны. Сильный эмоциональный стресс может стать причиной для развития заикания: речь становится сбивчивой, ему не хватает воздуха, он не может договорить до конца.
Психологи логопеды отмечают, что невротические формы заикания обратимы и поддаются коррекционной работе. Особенно актуальна коррекция заикания в период до 15 лет, когда заканчивается пубертатный период. Однако и во взрослом возрасте можно вполне успешно корректировать невротические формы заикания.
Основной путь работы с детьми - это игровая терапия, ритмика, арт терапия, песенная терапия.
Основной путь работы со взрослыми - это актуализация детских травматических событий и их проработка.