Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Определение 1

Психолого-педагогическое сопровождение — это профессиональная деятельность взрослых людей, которые взаимодействуют с детьми в школьной среде. Сопровождающая работа должна концентрироваться на формировании благоприятных социальных и психологических условий для успешного обучения, социального и психологического развития детей.

Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями здоровья включают детей инвалидов или других лиц в возрасте от 0 до 18 лет, которые не признаны в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеют временные или постоянные отклонения физического и (или) психического развития. Таким детям необходимо создание специальных условий обучения и воспитания.

Замечание 1

Цель индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями заключается в помощи адаптироваться к условиям и требованиям современного общества, содействии саморазвитию личности, которая способна к самопознанию и максимальной самореализации интеллектуальных, физических и творческих способностей.

Тревожная тенденция современного времени представлена увеличением числа детей с проблемами в развитии, включая ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). По этой причине деятельность в области сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей в условиях ДОУ должна иметь исключительное положение.

Принципиально изменить жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ и улучшить качество жизни его семьи, предотвращая ограничения деятельности можно с помощью:

  • Раннего выявления отклонений в развитии ребенка,
  • Своевременного начала коррекционно-развивающей работы,
  • Психолого-педагогической и медицинской поддержки семьи.
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Создание системы ранней помощи другим образом способно организовать образовательный маршрут ребенка, у которого обнаружены ОВЗ.

Объект, предмет и задачи сопровождения

Сегодня в системе образования комплексное индивидуальное сопровождение развития детей представлено в качестве новой педагогической технологии. С ее помощью обеспечивается превращение идеи взаимосвязи развития и образования из декларации в реальность. Все это предполагает обретение субъектом развития нового существенного опыта в области решения проблем развития.

Развитие технологии «Сопровождение в образовании» происходит у нас в стране как особой научно-практической области. В ее основе лежит мультидисциплинарный подход, который обрел собственную методологию и организационную форму.

Проводя анализ теоретических исследований ученых и различных подходов к системе сопровождения, можно установить, что оно рассматривается с позиции профессиональной деятельности специалистов, которая направлена на формирование психолого-педагогических и медико-социальных условий. Они предназначены для организации эффективного обучения и развития детей.

В качестве объекта психолого-педагогического и медико-социального (ППМС) сопровождения может выступать сам образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), а в качестве предмета — ситуация развития в виде системы отношений ребенка с собой, миром и окружающими людьми (взрослыми и сверстниками).

Основные задачи ППМС сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ включают:

  • Организацию ранней коррекции нарушения развития ребенка (с того момента, как оно было выявлено);
  • Помощь (содействие) ребенку и его семье в процессе решения актуальных задач развития и обучения;
  • Психологическое и педагогическое обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ;
  • Дифференцированный подход в обучении и воспитании;
  • Оптимальную социализацию детей;
  • Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей;
  • Мониторинг результатов коррекционной работы и обучения.

Особая актуальность характерна для организации психолого-педагогического и медицинско-социального сопровождения в рамках проведения интегрированного и инклюзивного образования.

Деятельность службы сопровождения

Деятельность ППМС сопровождения, представляющего собой службу специальной школы, необходимо направить на помощь ученикам, родителям и педагогам. Ее предоставляют на разных стадиях сопровождения, начиная с диагностики и последующего консультирования и заканчивая прогнозами будущего и выходом из личных проблем.

Успех интеграции может здесь зависеть от оценки возможности, где важно учесть развитие учащихся, включая уровень нарушения, развития мышления и школьные навыки, отношение к обучению и др.

Что касается структуры службы сопровождения в случае экстернальной педагогической интеграции, то она более сложная и может проявлять эффективность лишь при условии взаимодействия между администрацией, педагогами и другими специалистами массовых и специальных школ.

В соответствии с социально-политическими свойствами отечественная педагогика несколько десятилетий была лишена возможности осуществлять адекватную помощь учащимся общеобразовательной школы, которые имеют трудности в обучении и проблемы нарушения нервно-психической сферы.

В массовых школах, особенно это касается небольших городов и сельской местности, сегодня находится большое количество детей с проблемами в развитии. Таким образом, происходит естественная, а часто даже и вынужденная в силу различных обстоятельств интеграция в среду нормально развивающихся сверстников. В качестве причин такой интеграции может выступать отсутствие в местности специальных (коррекционных) учреждений, отдаленность таких учреждений от места проживания ребенка, отсутствие желания родителей обучать ребенка в специальном учреждении.

Самые распространенные модели интегрированного обучения в РФ сегодня представлены специальными классами в массовой школе. В них обучаются:

  • Дети с нарушением интеллекта (в местах, где отсутствуют специальные школы для данной категории детей);
  • Дети с ЗПР (классы выравнивания или коррекции);
  • Дети «группы риска», имеющие трудности в обучении и поведении, ослабленное здоровье, определяются в классы компенсирующего обучения, педагогической поддержки, адаптации, здоровья.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot