Психолого-педагогическое сопровождение — это профессиональная деятельность взрослых людей, которые взаимодействуют с детьми в школьной среде. Сопровождающая работа должна концентрироваться на формировании благоприятных социальных и психологических условий для успешного обучения, социального и психологического развития детей.
Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями
Дети с ограниченными возможностями здоровья включают детей инвалидов или других лиц в возрасте от 0 до 18 лет, которые не признаны в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеют временные или постоянные отклонения физического и (или) психического развития. Таким детям необходимо создание специальных условий обучения и воспитания.
Цель индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями заключается в помощи адаптироваться к условиям и требованиям современного общества, содействии саморазвитию личности, которая способна к самопознанию и максимальной самореализации интеллектуальных, физических и творческих способностей.
Тревожная тенденция современного времени представлена увеличением числа детей с проблемами в развитии, включая ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). По этой причине деятельность в области сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей в условиях ДОУ должна иметь исключительное положение.
Принципиально изменить жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ и улучшить качество жизни его семьи, предотвращая ограничения деятельности можно с помощью:
- Раннего выявления отклонений в развитии ребенка,
- Своевременного начала коррекционно-развивающей работы,
- Психолого-педагогической и медицинской поддержки семьи.
Создание системы ранней помощи другим образом способно организовать образовательный маршрут ребенка, у которого обнаружены ОВЗ.
Объект, предмет и задачи сопровождения
Сегодня в системе образования комплексное индивидуальное сопровождение развития детей представлено в качестве новой педагогической технологии. С ее помощью обеспечивается превращение идеи взаимосвязи развития и образования из декларации в реальность. Все это предполагает обретение субъектом развития нового существенного опыта в области решения проблем развития.
Развитие технологии «Сопровождение в образовании» происходит у нас в стране как особой научно-практической области. В ее основе лежит мультидисциплинарный подход, который обрел собственную методологию и организационную форму.
Проводя анализ теоретических исследований ученых и различных подходов к системе сопровождения, можно установить, что оно рассматривается с позиции профессиональной деятельности специалистов, которая направлена на формирование психолого-педагогических и медико-социальных условий. Они предназначены для организации эффективного обучения и развития детей.
В качестве объекта психолого-педагогического и медико-социального (ППМС) сопровождения может выступать сам образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), а в качестве предмета — ситуация развития в виде системы отношений ребенка с собой, миром и окружающими людьми (взрослыми и сверстниками).
Основные задачи ППМС сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ включают:
- Организацию ранней коррекции нарушения развития ребенка (с того момента, как оно было выявлено);
- Помощь (содействие) ребенку и его семье в процессе решения актуальных задач развития и обучения;
- Психологическое и педагогическое обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ;
- Дифференцированный подход в обучении и воспитании;
- Оптимальную социализацию детей;
- Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей;
- Мониторинг результатов коррекционной работы и обучения.
Особая актуальность характерна для организации психолого-педагогического и медицинско-социального сопровождения в рамках проведения интегрированного и инклюзивного образования.
Деятельность службы сопровождения
Деятельность ППМС сопровождения, представляющего собой службу специальной школы, необходимо направить на помощь ученикам, родителям и педагогам. Ее предоставляют на разных стадиях сопровождения, начиная с диагностики и последующего консультирования и заканчивая прогнозами будущего и выходом из личных проблем.
Успех интеграции может здесь зависеть от оценки возможности, где важно учесть развитие учащихся, включая уровень нарушения, развития мышления и школьные навыки, отношение к обучению и др.
Что касается структуры службы сопровождения в случае экстернальной педагогической интеграции, то она более сложная и может проявлять эффективность лишь при условии взаимодействия между администрацией, педагогами и другими специалистами массовых и специальных школ.
В соответствии с социально-политическими свойствами отечественная педагогика несколько десятилетий была лишена возможности осуществлять адекватную помощь учащимся общеобразовательной школы, которые имеют трудности в обучении и проблемы нарушения нервно-психической сферы.
В массовых школах, особенно это касается небольших городов и сельской местности, сегодня находится большое количество детей с проблемами в развитии. Таким образом, происходит естественная, а часто даже и вынужденная в силу различных обстоятельств интеграция в среду нормально развивающихся сверстников. В качестве причин такой интеграции может выступать отсутствие в местности специальных (коррекционных) учреждений, отдаленность таких учреждений от места проживания ребенка, отсутствие желания родителей обучать ребенка в специальном учреждении.
Самые распространенные модели интегрированного обучения в РФ сегодня представлены специальными классами в массовой школе. В них обучаются:
- Дети с нарушением интеллекта (в местах, где отсутствуют специальные школы для данной категории детей);
- Дети с ЗПР (классы выравнивания или коррекции);
- Дети «группы риска», имеющие трудности в обучении и поведении, ослабленное здоровье, определяются в классы компенсирующего обучения, педагогической поддержки, адаптации, здоровья.