Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогические аспекты влияния компьютерной зависимости на личность подростка

Сущность понятия «компьютерная зависимость»

Определение 1

Компьютерная зависимость – это патологическое желание человека проводить значительную часть времени за компьютером.

Эта зависимость свое распространение получила с начала 90-х годов в связи с бурным развитием компьютерной отрасли.

Человек находится в психологической зависимости от соцсетей и компьютерных игр. На первый взгляд это безобидное занятие, но психологи доказали, что зависимость от компьютера имеет сходство с алкогольной и наркотической зависимостью, хотя прямого вреда физическому здоровью не наносит.

Основные типы компьютерной зависимости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные типы компьютерной зависимости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Последствия компьютерной зависимости возникают постепенно и проявляются психологическими расстройствами – социальной дезадаптацией, социофобией, паническими атаками, навязчивыми мыслями.

О подобного рода зависимости начали говорить в начале 80-х годов американские психологи, однако в наше время этот термин многими учеными, которые занимаются проблемами психических расстройств, всё ещё не признан. Тем не менее, патологическая связь между человеком и компьютером приобретает очень большой размах.

Зависимость от компьютерных игр внесена в Международную классификацию болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) и имеет название «игровое расстройство». Чрезмерное пристрастие к компьютерным играм теперь требует специального лечения, поскольку рассматривается как заболевание.

К симптомам психологической зависимости от компьютера психологи относят:

  • возникающее чувство эйфории за компьютером;
  • отсутствие желания отвлекаться от игры;
  • чувство раздражения при отвлечении;
  • нежелание планировать окончание работы или игры за компьютером;
  • трата больших денег на обеспечение программного обновления;
  • исчезновение желания заниматься домашними делами, служебными обязанностями, учебой и др.;
  • выбор в пользу проведения времени за компьютером и пренебрежение здоровьем;
  • обед, завтрак и ужин перед монитором компьютера и др.
«Психолого-педагогические аспекты влияния компьютерной зависимости на личность подростка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Есть и физические отклонения – регулярное сидение перед монитором ведет к нарушению зрения, головным болям, болям в спине и запястье – это так называемый туннельный синдром, бессоннице.

Зависимость от компьютера приводит к проблемам с общением и социальной адаптацией.

Реальное общение компенсируется онлайн-общением. Человек уходит от реальной жизни, создавая виртуальные образы, а отсутствие собственных впечатлений он компенсирует играми, фильмами, фотографиями и видео незнакомых людей. Дружеские и романтические отношения в виртуальном мире завести намного проще и безопаснее, не надо брать ответственность перед человеком, и, если что-то пойдет не так, его можно просто удалить из списка друзей или забанить.

Круг интересов человека резко сужается и постепенно формируется отсутствие вовлеченности в социальные взаимодействия. Дети и подростки отказываются в пользу компьютера от прогулок на воздухе, от занятий спортом, становятся замкнутыми и не желают общаться.

Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости у подростков

Замечание 1

Пребывание подростка в интернет сети отклонением само по себе не считается, хотя разграничение нормы и патологии – это отдельная психологическая проблема.

Давая определение понятию «зависимость» специалисты рассматривают специфику интернет-зависимости и интернет общения для того, чтобы выделить особенности нехимической интернет-зависимости в подростковом возрасте.

В общем виде зависимость определяется специалистами как злоупотребление различными веществами, которые приводят к изменению психического состояния до того, как сформируется физиологическая зависимость. Это означает, что зависимость в большей мере отражает психологический аспект нарушений поведения.

К химическим формам зависимости относятся алкоголизм, токсикомания, наркомания. Употребление этих средств оказывает влияние на психические процессы, например, на аффективную или когнитивную сферу.

Сегодня внимание акцентируется на том, как отделить друг от друга тех, у кого развивается склонность к зависимости от игровой деятельности и тех, кто, используя виртуальные сети, большой и болезненной привязанности к ним не испытывает. Об этом говорят такие ученые как Ю.Д. Бабаева, О.В. Смыслова, А.Д. Войскуновский.

Рассматривая формирование интернет-зависимости Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, Д.В. Московченко, указывают, что подростки выходят за рамки социальных отношений, заменив живое общение виртуальным, занимающим познавательную, эмоциональную, поведенческую сферу.

Такие исследователи как М. Гриффите, Ю.М. Евстигнеева, Л.И. Шакирова отмечают, что увлеченность интернетом должна строиться на совокупности личностных особенностей или индивидуально-психологической предрасположенности. Среди всех факторов, к первому, имеющему наибольший удельный вес, относится недостаток реального общения.

Виртуальное общение аддикты используют для получения социальной поддержки и повышения собственной самооценки, создавая свой новый образ «Я». В подростковом возрасте этот аспект имеет особую актуальность.

Зависимость от различных форм активности в интернете формируется и в результате того, что использование социальных сетей имеет защиту – это второй фактор. Пользователь сети в какой-то степени замаскирован выдуманным образом «Я», он может быть анонимным и недосягаемым, а это дает определенную смелость в высказываниях, не боясь, что будет отвержен окружающими, как это может произойти в реальной жизни. Этот фактор может становиться ведущим в привлекательности виртуального мира.

Возможность уйти от реального мира, Ю.Д. Бабаева, О.В. Смыслова, А.Д. Войскуновский называют третьим фактором компьютерной зависимости. Проблемы и неудачи реальной жизни вызывают внутриличностные конфликты, а виртуальное пространство помогает расслабиться и уйти от проблем.

Короленко Ц.П. и Донских Т.А. зависимое поведение определяют как одну из форм девиантного поведения, относящуюся ко всем формам зависимостей.

Замечание 2

Интернет зависимость относится к нехимическим формам зависимости. Интернет зависимость специалисты определяют как болезненное состояние, которое характеризуется неконтролируемой психической зависимостью и проявляется в бессознательной потребности постоянно находиться в виртуальной реальности.

Компьютерная зависимость – вид девиантного поведения

Компьютерную зависимость В.Д. Менделевич определил как вид девиантного поведения, что является устойчивым поведением личности, отклоняющейся от важных социальных норм и сопровождающейся социальной дезадаптацией.

Исходя из этого, компьютерную зависимость можно определить как расстройство поведения, которое включает любой вид деятельности за компьютером.

Специалисты выделяют три ведущих разновидности компьютерной зависимости:

  1. различного уровня компьютерные игры и общение в чате;
  2. поиск различной информации на многочисленных сайтах;
  3. поиск программ для улучшения работы компьютера.

Эти зависимости занимают разную ступень в иерархической лестнице когнитивной насыщенности.

К развитию компьютерной зависимости больше подвержены подростки в возрасте от 10 до 18 лет, когда под влиянием компьютерных игр начинает формироваться аддиктивное поведение, т.е. уход от реальности путем изменения психического состояния.

Компьютерные игры, рассчитанные на подростковый возраст, создавались людьми без учета возрастных особенностей, поэтому в период активной социализации и усвоения социальных ролей, они оказывают огромное влияние на формирование личности.

Компьютерная зависимость приводит к социальной дезадаптации, возможному появлению повышенной агрессии и асоциальному поведению.

Большинство компьютерных игр показывают насилие, безнаказанность, вседозволенность, подростки теряют чувство реальности и транслируют действия игр на реальную жизнь. В результате в подростковом возрасте происходит искажение таких ценностных ориентаций как добро и зло, милосердие и жестокость, дружба, любовь, предательство, ненависть.

Под влиянием компьютерных игр возникает эмоциональная холодность и замкнутость. Подростки не способны контролировать свои поступки, неспособны сопереживать, и возникает психологический инфантилизм.

Дата последнего обновления статьи: 24.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot