Психология управления — это раздел психологии, который изучает психологические закономерности управленческой деятельности. В качестве основной задачи психологии управления выступает анализ психологических условий и аспектов управленческой деятельности. Это помогает увеличить эффективность и качество работы менеджеров.
Особенности процесса управления
Реализация процесса управления находит воплощение в деятельности руководителя. В ней психология управления выделяет следующие аспекты:
- Диагностику и прогнозирование состояния и изменения управленческих подсистем;
- Формирование программ деятельности подчиненных, которые направлены на изменение состояния управляемых объектов в заданном направлении;
- Организация исполнения решений.
В личности руководителя направление психология управления различило его управленческие потребности и способности. Большое значение здесь имеет также индивидуальная управленческая концепция, которая состоит в наличии сверхзадачи, проблемного содержания, управленческих замыслов и внутриличностных принципов и правил управления. Управляющая подсистема исследуется психологией управления. Она характеризуется совместной деятельностью большой группы руководителей, иерархически взаимосвязанных между собой.
Практическая реализация различных разработок в сфере психологии управления производится через создание диагностического инструментария, разработку активных методов подготовки руководства, управленческое консультирование (например, по проблемам профессионального развития), формирование резерва выдвижения на руководящие должности.
В качестве предмета психологии управления выступают различные проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействия. Они рассматриваются с позиции нескольких ситуаций управления. В первую очередь, определяется личность, в том числе самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда. Далее происходит рассмотрение управленческой деятельности и её организации с точки зрения психологической эффективности. В завершение определяются групповые процессы в трудовом коллективе, включая их регуляцию.
Психология управления как наука
В основе психологии управления как науки лежат различные психологические методы. Среди основных методов необходимо выделить эксперимент и наблюдение. В соответствии с характером и сущностью наблюдение считается сложным объективным психологическим процессом отражения действительности.
Сложность наблюдения связана с тем, что его ведут в естественных условиях функционирования организации. Здесь место и роль исследователя в качестве наблюдателя способно оказывать соответствующее влияние и воздействие на наблюдаемых. Помимо этого, чаще всего роль исследователя характеризуется пассивностью. Это связано с тем, что он только занимается фиксацией проявившегося мнения или отношения людей к процессам, фактам или явлениям.
Эксперимент как метод психологии управления относят к числу самых своеобразных методов сбора информации, которые трудно осваиваются. Осуществление экспериментов дает возможность получать уникальную информацию, выявить которую с помощью других методов просто не представляется возможным.
Например, для повышения производительности труда в компании руководство принимает решение использовать новые формы морального и материального стимулирования. Тем не менее, остается непонятным то, будет ли это способствовать наступлению желаемого результата или, напротив, приведет к негативным последствиям. В этой ситуации руководитель, используя эксперимент, получает возможность «проиграть» определенную ситуацию путем проверки гипотез. Результаты гипотез имеют прямой выход на практику и соответственные управленческие решения
В компаниях, как правило, есть несколько уровней управления. Вышестоящий руководитель занимается координацией работы нижестоящих руководителей. Наименование должности обычно соотносят с уровнем управления, на котором действует руководитель. Число уровней управления напрямую зависит от размера предприятия.
Уровни управления классифицируют на несколько основных категорий:
- Высший (институциональный) уровень, включающий президентов и вице-президентов предприятий, министров, ректоров учебных заведений и др.
- Средний (управленческий) уровень, включающий подчиненных руководителей высшего звена управления;
- Низший (технический) уровень исполнителей.
Если компания отличается наличием большого количества уровней управления, то средний уровень может быть разделен на два и более дополнительных уровня. Они представлены, например, заведующими отделами, деканами, заведующими секторами и др.
Особенности управленческого консультирования
Управленческое консультирование представляет собой один из видов консультационной деятельности. Среди характерных черт управленческого консультирования необходимо выделить оказание профессиональной помощи руководящим работникам, действие совещательной службы.
Консультационные услуги входят в деловые услуги, при этом управленческое консультирование начинает выступать как вид консультационных услуг. Консультирование выступает в качестве деятельности, которая осуществляется профессиональными консультантами. Она направлена на обслуживание потребностей деятельности коммерческих и некоммерческих компаний. Базовые функции консультирования как вида деятельности состоят в процессе консультирования, обучения, исследования.