Управленческое общение: понятие, виды, особенности
Управленческое общение - это общение, возникающее в системе деловых отношений, основной целью которого является донесение информации с целью руководства другими людьми.
Основные функции управленческого отношения: выдача информации (распоряжений), получение обратной связи от сотрудников относительно выданной информации, проверка выполненной работы (оценка).
Для выполнения поставленной задачи менеджеру (управленцу) очень важно корректно и эффективно сформулировать самый первый этап выдачи информации. Потому что именно от него будет зависеть, насколько качественно будет выполнено задание. Поскольку управленческое общение - это все же общение, то нельзя просто дать формально задачу, важно, чтобы человек принял ее, отметил ее значимость. К тому же, руководители порой не всегда реализуют две остальные функции (принятие обратной связи и оценка), то в таком случае качество и психологическая составляющая первого этапа приобретает еще большую значимость.
Менеджер может выдавать информацию несколькими способами:
- директивно: приказы, распоряжения, требования
- либерально: в диалоге
- демократично: в форме рекомендаций, советов, просьб
Нельзя выделить универсальный наиболее эффективный способ общения, каждый из них уместен в конкретных ситуациях: директивный в чрезвычайных, патовых и требующих быстрого решения, либеральный в творческих форматах, а демократичный в проектной деятельности. Также возможность использования данных стилей общения зависит от количества человек: в бригадных форматах уместен директивный стиль, в небольших группах - либеральный и демократический.
Выделяют несколько форм управленческого общения:
- субординационная: данный вид общения складывается между руководителями и сотрудниками, а также между руководителями разных уровней. В основе данных отношений административно-правовые нормы (профессиональные обязанности и права, должностные обязательства)
- служебно-товарищеская: данный вид общения реализуется непосредственно между сотрудниками и коллегами. В основе этих отношений лежат административно-моральные нормы (это сочетание корпоративной этики и ценностей в совокупности с осознанием личных и профессиональных границ)
- дружеская: данный вид общения может складываться, как между руководителями и сотрудниками, так и между руководителями разных уровней, а также между сотрудниками вообще. В основе данных отношений лежат морально-психологические нормы (личные убеждения и установки, интересы, ценности).
Основные принципы управленческого общения
Для реализации эффективного общения руководителя с сотрудниками и другими руководителями необходимо соблюдение важных этических и психологических принципов:
- Создание таких условий, в которых сотрудники будут иметь возможность раскрывать свой потенциал, а также реализовывать и развивать свои профессиональные знания, умения и навыки. Основной прием, позволяющий реализовать данный принцип - делегирование ответственности: то есть руководитель должен подобрать рабочий состав так, чтобы понять, какие области сильны у каких сотрудников и передать им ряд полномочий. Эти полномочия должны иметь характер каких-то специализированных задач, подготовительной работы, обрабатывающей.
- В рабочем процессе каждый сотрудник должен знать и понимать те обязанности, которые вменяются ему в должности, а также осознавать, как их реализовывать. В свою очередь, задача руководителя объяснить сотруднику его служебный статус (должностные права и обязанности, а также способы оценки реализации этих обязанностей).
- Руководитель должен уметь стимулировать развитие сотрудника путем различных способов поощрения (материальных, нематериальных), а также уметь пресекать нежелательные формы профессионального и личностного поведения через разные формы “наказания”.
- Для эффективной управленческой коммуникации руководитель должен уметь эффективно использовать свои временные ресурсы, распределять приоритеты.
Основные техники управленческого общения
Для эффективного воздействия коммуникатора на аудиторию необходимо наличие привлекательного имиджа.
Довольно важно, как выглядит человека в целом: какова его походка, мимика, жестикуляция, тон речи. В этом плане могут быть две крайности: первая - это общая неухоженность в одежде и внешнем вида, вторая - чрезмерно акцентированная и кричащая одежда, обилие украшений и парфюма. В первом случае, это говорит о низком уровне уважения к самому себе, а значит и к аудитории, при этом внимание аудитории может быть просто рассеянно, и коммуникация окажется неуспешной. Во втором случае, это может говорить о неуверенности руководителя, или же о его эксцентричности. Яркость одежды и аксессуаров формирует барьеры в коммуникации, повышает отвлекаемость и раздражение.
С точки зрения жестикуляции, здесь тоже возможны две крайности: либо отсутствие жестов вообще, либо их чрезмерность. И в том и в другом случае коммуникация будет неэффективна. К тому же, динамика движений формирует общий фон речи и передается слушателям: соответственно пассивность или нервозность также будут присутствовать и у аудитории.
Помимо внешнего вида большое значение имеет само пространство, где осуществляется коммуникация: если это большое пространство, где сотрудники рассредоточены хаотично, есть очень большой риск потерять с ними контакт. В то же время, если пространство неудобное и маленькое, то быстро становится душно, повышается утомляемость и раздражительность, и коммуникация, как следствие неудачна. Сотрудники должны быть рассредоточены в пределах личной границы, а руководитель - в пределах публичной.
Конечно внешний вид и пространство имеют значение, но только ими все не решается. Установление контакта - это первая ступень коммуникации. Наличие контакта чрезвычайно важно, иначе основной месседж коммуникации не будет передан. Контакт устанавливается зрительно (глазами): руководителю важно во время коммуникации останавливать взгляд на разных людях в аудитории (или на конкретном человеке в диалоге), это повышает интерес собеседника, акцентирует его внимание на важных аспектах, помещает его в коммуникацию.
С точки зрения самой риторики руководителя, можно выделить несколько важных моментов. Речь должна быть такой, чтобы удерживать внимание сотрудников: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, но не сверхэмоциональной. Важно делать вопросы к аудитории, чтобы пробуждать ее внимание, наполнять свою речь конкретными примерами, введение новой и актуальной информации (но не чрезмерно новой), внесение неформального контекста (собственного опыта, чувств и переживаний).
В целом, в управленческом общении руководитель должен показать, что заинтересован в развитии своих сотрудников, уверен в их способностях и возможности справиться с поставленной задачей максимально хорошо. Руководитель должен апеллировать к индивидуальности сотрудников, показывая, что предлагаемая им задача - это возможность роста для них.