Основные особенности восприятия архитектурных форм и пространств
Архитектура - это каждодневная и естественная среда обитания человека, которая влияет и на его психоэмоциональное состояние и на сознание, поэтому сложно переоценить воздействие архитектурных пространств на восприятие человека.
Основная задача архитектуры - это создание единства композиции из отдельных элементов. В рамках архитектурного дела анализируются особенности отдельных элементов: плоскости, объема, пространства.
В рамках восприятия архитектурных пространств выделяют следующую закономерность:
- функция: влияние целостного восприятия функционала здания,
- форма: влияние основных геометрических форм здания,
- цвет: влияние цвета и цветовых сочетаний интерьера и экстерьера здания,
- пластика: влияние декоративных элементов, деформаций геометрических форм,
- масштаб: влияние масштаба здания и его элементов относительно друг друга, а также относительно самого человека,
В настоящее время в рамках исследования восприятия архитектурных пространств особенной популярностью пользуется семиотический подход - анализ архитектурных пространств, их выразительности, эстетичности и художественности воплощения с позиции знаковых и символических систем (визуальных кодов), которые влияют на восприятие архитектурного пространства.
Использование семантики как инструмента позволяет значительно расширить архитектурное пространство и осуществить преемственность: включение узнаваемых элементов прошлого в новые формы и композиции.
Так или иначе, семантический элемент в архитектуре сейчас определяется функционалом геометрических форм: формат и геометрия здания определяют тип здания, членение фасадов, их облицовка формируют гармоничный масштаб здания.
Исторический контекст
Интерес к исследованиям влияния архитектуры на психологию человека, а также восприятие человеком архитектурных форм и пространств зародился еще в 19 веке.
Родоначальником такого направления в философии архитектуры является Г. Вельфлин. Он отметил, что архитектура способна производить на человека два абсолютно противоположных впечатления в зависимости от того, воспринимается ли она как нечто статичное и неподвижное или как то, что при своей статичности, способно производить иллюзию движения.
Следующий этап в теории искусства связан с исследованиями А. Гильдебранда и Р.Арнхейма в гештальтпсихологии, которые фокусировались на изучении восприятия форм в рамках особенностей восприятия архитектурного пространства.
В отечественной психологии в 20-40 годы 20 века Л .С. Выготский активно занимается изучением психологии искусства, он исследовал воздействие искусства с помощью объективных методов, рассматривая произведение искусства как систему раздражителей, выстроенных таким образом, чтобы создать эстетический отклик.
Параллельно этому, в 20-е годы архитектор Н. Ладовский продвигал идею о формировании новой и современной архитектуры, которая будет эмоционально воздействовать на самого человека, и утверждал, что архитектурные элементы должны быть функционально обоснованы. В итоге, Н. Ладовский создал собственное направление в котором были разработаны идеи применения пропорций и художественных форм с целью психоэмоционального воздействия на человека. Н. Ладовский видел в особенностях восприятия объективные основания для архитектурной композиции.
Уже в 40-е годы возрос интерес к особенностям видимости объектов, создания перспективы, приемов оптического целенаправленного воздействия на человека в зависимости от дистанции его восприятия, создание иллюзий оптического восприятия.
В 50-60- годы активно разрабатывались вопросы масштабирования в архитектуре: исследовались искажения, которые возникают при непосредственной реализации сооружения, в отличие от его проекта.
Период с 70-х до 90-х годов был посвящен исследованиям психологов в содружестве с представителями художественных профессий архитектурных композиций и форм, объемов и плоскостей архитектурных объектов в контексте влияния на зрительное восприятие.
В начале 80-х годов активно исследовалось влияние цвета на человека в архитектуре в зависимости от расположения, плоскости.
Основные закономерности восприятия архитектурных форм
Основные параметры восприятия архитектурного пространства строятся на первичных пространственных характеристиках: степень открытости или закрытости пространства (определяет в психологическом смысле экстравертированность или интровертированность), степень выстраивания геометрических границ (в психологическом смысле определяет границы «свое – чужое»), понятие внутреннее - внешнее пространство, понятие верх - низ пространства (в психологическом смысле определяет легкость или тяжеловесность пространства), понятие правый - левый (формирует ориентацию в пространстве), понятие перед - зад (в психологическом смысле формирует ощущение перспективности и развития, неизвестности или опоры на опыт), понятие наполненности пространства (в психологическом плане формирует ощущение слабости или силы), понятие кривое - прямое ( в психологическом смысле отражает динамику разума или чувств), понятие статичность - динамика (в психологическом смысле отражает пассивность или активность).
Основные аспекты формирования архитектурного пространства:
- семантический - анализ функциональной и морфологической стороны архитектурного сооружения,
- эстетический - анализ морфологической стороны пространства с точки зрения композиционно-художественных элементов,
- технологический - анализ пространства с точки зрения ее технических особенностей,
- эмоционально-психологический - анализ экспрессивности и выразительности пространства,
- функциональный - количественные и качественные показатели осуществляемых в данном пространстве процессов жизнедеятельности,
- экологический - анализ природно-климатических параметров пространства,
- морфологический - это количественный и качественный анализ с точки зрения материальной стороны реализации пространства,
- эволюционно-генетический - временная многослойность, включающая в себя различные элементы архитектурных решений.
Человек способен воспринимать архитектурное пространство в его целостности, комплексно, а также детально - выделяя определенные элементы композиции. Это проявление феноменов гештальта - выделение фигуры из фона.
Согласно принципу гештальта, бесспорно целостность является приоритетной для восприятия, поскольку это гораздо экономнее для работы нашей психики - целостные и гармоничные фигуры быстрее поддаются перцептивной обработке.
Соответственно, дискомфорт в восприятии архитектурных пространств вызывают негармоничные фигуры и композиции, которые нарушают гармоничное соотношение форм самих зданий, их масштабности между собой, а также относительно самого зрителя.
Помимо самих форм и пространств, на гармоничность восприятия влияет также и цветовая специфика: важно учитывать психоэмоциональное воздействие на человека определенных цветов, их сочетаний, их месторасположения. Это значительно повышает степень гармоничности и комфортности для восприятия архитектурного пространства.