Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология строительства: восприятие человеком архитектурных форм и пространств

Основные особенности восприятия архитектурных форм и пространств

Архитектура - это каждодневная и естественная среда обитания человека, которая влияет и на его психоэмоциональное состояние и на сознание, поэтому сложно переоценить воздействие архитектурных пространств на восприятие человека.

Основная задача архитектуры - это создание единства композиции из отдельных элементов. В рамках архитектурного дела анализируются особенности отдельных элементов: плоскости, объема, пространства.

В рамках восприятия архитектурных пространств выделяют следующую закономерность:

  • функция: влияние целостного восприятия функционала здания,
  • форма: влияние основных геометрических форм здания,
  • цвет: влияние цвета и цветовых сочетаний интерьера и экстерьера здания,
  • пластика: влияние декоративных элементов, деформаций геометрических форм,
  • масштаб: влияние масштаба здания и его элементов относительно друг друга, а также относительно самого человека,

В настоящее время в рамках исследования восприятия архитектурных пространств особенной популярностью пользуется семиотический подход - анализ архитектурных пространств, их выразительности, эстетичности и художественности воплощения с позиции знаковых и символических систем (визуальных кодов), которые влияют на восприятие архитектурного пространства.

Использование семантики как инструмента позволяет значительно расширить архитектурное пространство и осуществить преемственность: включение узнаваемых элементов прошлого в новые формы и композиции.

Так или иначе, семантический элемент в архитектуре сейчас определяется функционалом геометрических форм: формат и геометрия здания определяют тип здания, членение фасадов, их облицовка формируют гармоничный масштаб здания.

Исторический контекст

Интерес к исследованиям влияния архитектуры на психологию человека, а также восприятие человеком архитектурных форм и пространств зародился еще в 19 веке.

Родоначальником такого направления в философии архитектуры является Г. Вельфлин. Он отметил, что архитектура способна производить на человека два абсолютно противоположных впечатления в зависимости от того, воспринимается ли она как нечто статичное и неподвижное или как то, что при своей статичности, способно производить иллюзию движения.

«Психология строительства: восприятие человеком архитектурных форм и пространств» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следующий этап в теории искусства связан с исследованиями А. Гильдебранда и Р.Арнхейма в гештальтпсихологии, которые фокусировались на изучении восприятия форм в рамках особенностей восприятия архитектурного пространства.

В отечественной психологии в 20-40 годы 20 века Л .С. Выготский активно занимается изучением психологии искусства, он исследовал воздействие искусства с помощью объективных методов, рассматривая произведение искусства как систему раздражителей, выстроенных таким образом, чтобы создать эстетический отклик.

Параллельно этому, в 20-е годы архитектор Н. Ладовский продвигал идею о формировании новой и современной архитектуры, которая будет эмоционально воздействовать на самого человека, и утверждал, что архитектурные элементы должны быть функционально обоснованы. В итоге, Н. Ладовский создал собственное направление в котором были разработаны идеи применения пропорций и художественных форм с целью психоэмоционального воздействия на человека. Н. Ладовский видел в особенностях восприятия объективные основания для архитектурной композиции.

Уже в 40-е годы возрос интерес к особенностям видимости объектов, создания перспективы, приемов оптического целенаправленного воздействия на человека в зависимости от дистанции его восприятия, создание иллюзий оптического восприятия.

В 50-60- годы активно разрабатывались вопросы масштабирования в архитектуре: исследовались искажения, которые возникают при непосредственной реализации сооружения, в отличие от его проекта.

Период с 70-х до 90-х годов был посвящен исследованиям психологов в содружестве с представителями художественных профессий архитектурных композиций и форм, объемов и плоскостей архитектурных объектов в контексте влияния на зрительное восприятие.

В начале 80-х годов активно исследовалось влияние цвета на человека в архитектуре в зависимости от расположения, плоскости.

Основные закономерности восприятия архитектурных форм

Основные параметры восприятия архитектурного пространства строятся на первичных пространственных характеристиках: степень открытости или закрытости пространства (определяет в психологическом смысле экстравертированность или интровертированность), степень выстраивания геометрических границ (в психологическом смысле определяет границы «свое – чужое»), понятие внутреннее - внешнее пространство, понятие верх - низ пространства (в психологическом смысле определяет легкость или тяжеловесность пространства), понятие правый - левый (формирует ориентацию в пространстве), понятие перед - зад (в психологическом смысле формирует ощущение перспективности и развития, неизвестности или опоры на опыт), понятие наполненности пространства (в психологическом плане формирует ощущение слабости или силы), понятие кривое - прямое ( в психологическом смысле отражает динамику разума или чувств), понятие статичность - динамика (в психологическом смысле отражает пассивность или активность).

Основные аспекты формирования архитектурного пространства:

  • семантический - анализ функциональной и морфологической стороны архитектурного сооружения,
  • эстетический - анализ морфологической стороны пространства с точки зрения композиционно-художественных элементов,
  • технологический - анализ пространства с точки зрения ее технических особенностей,
  • эмоционально-психологический - анализ экспрессивности и выразительности пространства,
  • функциональный - количественные и качественные показатели осуществляемых в данном пространстве процессов жизнедеятельности,
  • экологический - анализ природно-климатических параметров пространства,
  • морфологический - это количественный и качественный анализ с точки зрения материальной стороны реализации пространства,
  • эволюционно-генетический - временная многослойность, включающая в себя различные элементы архитектурных решений.

Человек способен воспринимать архитектурное пространство в его целостности, комплексно, а также детально - выделяя определенные элементы композиции. Это проявление феноменов гештальта - выделение фигуры из фона.

Согласно принципу гештальта, бесспорно целостность является приоритетной для восприятия, поскольку это гораздо экономнее для работы нашей психики - целостные и гармоничные фигуры быстрее поддаются перцептивной обработке.

Соответственно, дискомфорт в восприятии архитектурных пространств вызывают негармоничные фигуры и композиции, которые нарушают гармоничное соотношение форм самих зданий, их масштабности между собой, а также относительно самого зрителя.

Помимо самих форм и пространств, на гармоничность восприятия влияет также и цветовая специфика: важно учитывать психоэмоциональное воздействие на человека определенных цветов, их сочетаний, их месторасположения. Это значительно повышает степень гармоничности и комфортности для восприятия архитектурного пространства.

Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot