Научно-теоретические аспекты стресса
Стресс в психологии – это физиологические реакции человека, возникающие в качестве ответа организма на экстремальные условия внешней среды.
На каждое требование среды организм человека реагирует особым напряжением. Стресс возникает в результате вышедшей из-под контроля очень сильной реакции.
Стресс – это эмоциональное состояние, оказывающее влияние на поведение, здоровье, работоспособность, взаимоотношения человека.
Из стрессовых ситуаций, создающихся в обществе, далеко не каждый человек способен выйти и, прежде всего, это касается молодых людей, не владеющих достаточной стрессоустойчивостью. Стресс относится к наиболее распространенным причинам неблагополучия и страданий человека.
Стресс, подчеркивал Г. Селье, является обязательным компонентом жизни людей и не надо этого бояться. Если в биологии, где термин «стресс» широко применяется, он устанавливает связь между физиологическими и психологическими явлениями, то в психологии он включает в себя понятия конфликт, тревога, эмоциональный дистресс, фрустрация, напряженное состояние, угроза собственному «Я».
Сегодня теории стресса развиваются очень интенсивно, и каждая из них по-своему объясняет причины развития, его сущность, механизмы регуляции.
Особый вклад в развитие этого понятия внес Г. Селье. На основании своих исследований ученый выяснил, что различные неблагоприятные факторы, например, усталость, страх, обида, холод, боль, вызывают в организме однотипную комплексную реакцию. Эта реакция не зависит от того, какой на него в данный момент действует раздражитель и совсем необязательно, что этот раздражитель должен существовать реально, потому что человек будет реагировать даже на угрозу или напоминание об опасности.
Стресс, как выяснил Г.Селье, в небольшом количестве даже полезен для человека и способствует более быстрому приспособлению к окружающей среде. Однако длительное и сильное стрессовое состояние перегружает возможности человека и приводит к «поломкам» в его организме.
Развитие стресса происходит на протяжении 3-х стадий:
- стадия тревоги,
- стадия резистентности или сопротивления,
- стадия истощения.
Поскольку реактивность организма у каждого человека своя, то один и тот же фактор вызывает разные проявления стресса и его последствия.
Современные специалисты выделяют разные виды стресса в зависимости от стрессового фактора и наиболее ярко выделяются физиологический и психологический стресс. Если физиологический стресс связан с реальным раздражителем, то психологический стресс характеризуется тем, что человек на основе своего опыта и знаний оценивает ситуацию как угрожающую или трудную.
Психологический стресс может быть:
- информационным,
- эмоциональным,
- поведенческим.
При информационной перегрузке человек не успевает принимать правильные решения, а степень ответственности высокая, развивается информационный стресс, для которого характерно ухудшение памяти, усиление отвлекаемости, снижение концентрации внимания.
Ситуации угрозы, обиды или опасности при которых человек длительное время остается один на один с переживаниями, приводят к эмоциональному стрессу, опасность которого заключается в том, что появляются мысли о суициде.
Признаками поведенческого стресса являются особенности взаимодействия человека с окружающим миром – нарушение концентрации внимания, злоупотребление алкоголем, лекарственными препаратами, неспособность принимать решения и др.
В качестве центрального звена стресса, каким бы ни было его определение, выступает неспецифическая реакция организма со своими закономерностями развития.
Причины стрессовых ситуаций
Причины стрессовых нарушений разнообразны, стрессовые нарушения затрагивают и оказывают влияние на все уровни функций организма человека – это физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия.
Рисунок 1. Причины стресса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чрезмерная перегрузка человека может вызвать стрессовую ситуацию, которая, по мнению Н.В. Самоукиной, усугубится в условиях высокой ответственности задания.
Повышенная раздражительность, причина которой усталость и истощенность, станет источником стресса, причиной может быть и заниженная самооценка. Повышенная раздражительность переходит в коммуникативную агрессию, которая представляет собой специфическую форму выражения тяжелых, негативных состояний.
Страх допустить ошибку тоже может стать причиной стрессового состояния. Данный фактор может появиться тогда, когда работник имеет установку только на успех, а страх ошибки творческие способности человека просто блокирует. Таким образом, стремясь быть успешным, человек снижает свой потенциал.
Частой причиной стресса является противоречие между тем, что человек представляет и тем, что есть на самом деле. Реальные и воображаемые события одинаково легко запускают стрессовую реакцию – в психологии это носит название «закон эмоциональной реальности воображения».
По данным психологов 70% переживаний человека происходит по поводу событий, существующих только в воображении.
Стрессы время от времени могут повторяться, а форма поведения в стрессовом состоянии индивидуальна. В ответ на стресс в нормальных условиях у человека может возникнуть состояние тревоги, смятения – это автоматическая подготовка к активному действию, которое может быть атакующим или защитным. Когда не происходит никакого физического действия, подобная подготовка в организме идет всегда.
Корректировка стрессовых состояний
Современная жизнь идет в таком темпе, что несет угрозу не только нервно-психическому, но и физическому здоровью человека. Ученые разрабатывают новые системы и методы, которые помогают не оказаться в плену стресса. Методы коррекции стресса позволяют свести к минимуму факторы, провоцирующие психическое перенапряжение или даже полностью их устранить.
К основным методам корректировки психострессового состояния человека относятся:
- музыкальный,
- когнитивный,
- поведенческий,
- суггестивный,
- личностно-ориентированный.
Метод коррекции стресса музыкой является фрагментом терапии искусством. Музыкальный метод хорошо сочетается с остальными методами корректировки эмоционального равновесия. Музыка, как средство корректировки, оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное состояние человека, но подбирать музыкальные композиции надо правильно.
Когнитивный метод коррекции в первую очередь ориентирован на избавление от стрессового возбуждения и особое внимание при его использовании уделяется познавательной структуре психики. Задача когнитивного метода заключается в установлении неосознанных категорий мышления и обучение новым методам мышления, а также позитивному восприятию окружающего мира и себя в этом мире.
Развитию не использовавшихся ранее социальных умений, преодолению вредных привычек, избавлению от социальных травм и снятию стресса большое содействие оказывает поведенческий метод корректировки. Используют этот метод для наработки новой модели поведения в сложных стрессовых ситуациях.
Суггестивный метод представляет собой разъяснительные беседы и внушения, направленные на формирование позитивного отношения к себе. Перенапряжение, вызванное стрессом, снимается целенаправленным самовнушением и релаксацией.
Что касается личностно-ориентированного метода, то он предназначен для индивидуальной, групповой, семейной корректировки психологического перенапряжения, вызванного стрессом.
Коррекция осуществляется с помощью внушения и убеждения. Для того чтобы определить эффективность этих методов, необходимо самонаблюдение, самоконтроль, являющееся основным элементом корректировки самоуправления.
Цель такого самоуправления:
- воздействовать на когнитивные процессы;
- приучить себя идентифицировать эмоции, оказывая на них воздействие;
- уметь управлять собственным поведением в сложных психологических ситуациях.