Психология социального взаимодействия – это учебная дисциплина, целью которой является обучение студентов основным понятиям, положениям и методам психологии. С ее помощью у учащихся развивается стремление к самопознанию и саморазвитию, они учатся навыкам общения.
Особенности взаимодействия в психологии
В ходе освоения психологии социального взаимодействия студенты должны получить нескольких компетенций. В первую очередь, это способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, конфессиональные, этнические и культурные различия, а также способность к самоорганизации и самообразованию. После изучения предмета человек должен быть готов к работе в коллективе, получая способность осуществлять руководство несколькими людьми (группами людей).
Взаимодействие представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга. Эту категорию можно рассматривать в качестве совокупности способов, которые человек может использовать для достижения определенных целей или решения практических задач (реализации ценностей).
Среди видов социального взаимодействия можно выделить:
- сотрудничество,
- компромисс,
- противодействие,
- уступчивость,
- избегание.
Сотрудничество концентрируется на полном удовлетворении партнёрами по взаимодействию собственных потребностей и стремлений, посредством кооперации их усилий.
Противодействие предполагает ориентацию на собственные цели, не учитывая при этом каких-либо интересов других участвующих сторон взаимодействия. В этом случае проявление находит принцип индивидуализма.
Реализация компромисса состоит в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
Для уступчивости характерно принесение в жертву своих интересов для достижения целей партнера. Также это может быть отказ от незначительных потребностей для достижения более значимых целей
Избегание представляет собой уход от контакта. В этой ситуации происходит отказ от реализации собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш второй стороны взаимодействия.
Признаки социального взаимодействия
Для любых социальных взаимодействий характерны 4 признака:
- предметность, то есть обязательное наличие цели или причины, являющейся внешней по отношению к взаимодействующим группам (людям);
- внешнее выражение и доступность для наблюдения, что обусловлено тем, что взаимодействие в любом случае предполагает обмен символами, знаками (их расшифровку производит противоположная сторона);
- ситуативность, то есть привязка к какой-то определенной ситуации, к условиям протекания (например, к встрече друзей или сдаче экзамена);
- выражение субъективных намерений участников.
Многие авторы подчеркивают, что взаимодействие всегда представляет собой коммуникацию. Однако не его не нужно отождествлять с обычным общением, то есть обменом сообщениями. Взаимодействие в социальной сфере является гораздо более широким понятием, так как для него характерен не только прямой обмен информацией, но и косвенные обмены смыслами.
Таким образом, для социального взаимодействия характерна такая черта, как обратная связь. Обратная связь подразумевает существование определенной реакции. Тем не менее, данная реакция может и не последовать, но ее всегда ожидают, допускают в качестве вероятной (возможной).
Категории психологии социального взаимодействия
В состав основных системообразующих понятий социальной психологии включена категория социальной общности, особенности человеческого поведения в социально неорганизованной и в социально организованной общности, категория социальной группы и их классификация, а также социально-психологическая организация малых и больших групп.
Американским социологом русского происхождения П. Сорокиным было выделено 2 обязательных условия, характерных для социального взаимодействия:
- Во-первых, его участники должны иметь психику и органы чувств, представляющие собой средства, которые дают возможность определить, что чувствует другой человек с помощью его действий, мимики, жестов, интонации голоса и т. д.
- Во-вторых, участники взаимодействия должны одинаково выражать собственные мысли и чувства, используя одни и те же символы самовыражения.
Взаимодействие рассматривается как на микроуровне, так и на макроуровне. В первом случае взаимодействие в социальной сфере представляет собой взаимодействие в повседневной жизни. Примером может быть семья, небольшой рабочий коллектив, студенческая группа, группа друзей и т. д.
Взаимодействие на макроуровне происходит в пределах институтов, социальных структур и даже общества в целом.
В соответствии с тем, каким образом происходит контакт между взаимодействующими индивидами или группами, принято выделять 4 базовых типа социального взаимодействия:
- физическое;
- словесное (вербальное);
- невербальное (например, мимика, жесты);
- мысленное, выражающееся только во внутренней речи.
Три первых типа взаимодействия можно отнести к внешним действиям, а последнее к действиям внутреннего характера. Для всех них характерно несколько свойств: осмысленность, мотивированность, ориентированность на других людей.
Социальное взаимодействие происходит в любых сферах жизни общества. По этой причине можно выделить определенную типологию социального взаимодействия по соответствующим областям:
- Экономическая сфера, где индивид может выступать в качестве собственника и наемного работника;
- Политическая сфера, где индивиды вступают в противоборство или сотрудничество как представители политических партий, общественного движения, а также как субъекты государственной власти;
- Профессиональная сфера, когда индивиды принимают участие как представители разных профессий;
- Демографическая сфера, в том числе контакты между представителями разных полов, возрастов, национальности и расы;
- Семейно-родственная сфера;
- Территориально-поселенческая сфера, где происходит столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.