Психология профессий – это одна из новых отраслей отечественной прикладной психологии, которая исследует психологические закономерности профессионального становления личности.
Предмет, задачи и методы психологии профессий
В качестве основных направлений психологии профессий выделяются особенности профессионального самоопределения, феноменология профессионализации и психологические издержки. Также она занимается отдельно проблемами профессиоведения.
В соответствии с наиболее общим определением, психология – это наука, исследующая законы отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Процессы дифференциального и интеграционного характера в науке и практике способствовали формированию большого количества отраслей психологии. В отдельности каждая из них занимается решением своих проблем, имея свой собственный предмет, основные категории, методы и объяснительные принципы.
Для такой дифференциации характерно накопление научных фактов, знаний о закономерностях, механизмах психики. Основным моментом, позволяющим определить самостоятельную отрасль науки, считается наличие собственного предмета исследования.
В качестве предмета психологии профессий выступают психологические особенности, закономерности, механизмы, присущие для профессионального становления личности. Сама психология профессий представляет собой отрасль прикладной психологии, которая занимается изучением закономерностей формирования профессиональных намерений, выбора и овладения профессией, становления и оценки специалистов и профессионалов. Отдельно происходит рассмотрение профессиональных деструкций личности.
Объект психологии профессий представлен взаимодействием личности и профессии. Важные аспекты включают анализ профессиональной деятельности, установку типичных профессиональных задач, определение профессиональных требований.
Среди основных задач психологии профессий необходимо выделить:
- Процесс обоснования методологии профессиональной психологии, которая включает концепцию профессионального становления личности, базовые понятия и принципы исследования;
- Разработку методик исследования, адекватных предмету психологии профессий, а также проектирование собственных методов;
- Психологический анализ, классификацию и характеристику профессий;
- Разработку принципов и методики проектирования профессий;
- Изучение психологических механизмов и закономерностей профессионального становления личности;
- Выявление факторов, которые детерминируют динамику;
- Проведение психологического анализа кризиса профессионального становления;
- Исследование профессиональных деструкции специалистов, включая стагнацию и деформацию личности, снижение профессиональной работоспособности;
- Использование психодиагностических средств мониторинга профессионального развития личности и аттестации специалиста.
Прикладные аспекты психологии профессий
Психология профессий в качестве самостоятельной научной дисциплины в нашем государстве еще только проходит этап становления. Она представляет собой область исследовательской деятельности, которая концентрируется на получении новых знаний.
Для психологии профессий присуще и прикладное значение. В рамках характеристики исходной проблемной ситуации уже могут быть обозначены основные направления профессиональной психологии.
Направления профессиональной психологии включают:
- Профессиональную консультацию и отбор кандидатов на занятие должности;
- Психологическое обеспечение профессионального образования и подготовку персонала в организациях;
- Профессиографию и проектирование новейших профессий;
- Оценку профессиональной успешности и аттестацию работников;
- Психологическую коррекцию и профессиональное развитие;
- Профессиональную реабилитацию и уход из профессиональной жизни.
Каждый практический аспект психологии профессий обеспечивается через разветвленную сеть прикладных отраслей психологии. У многих исследователей по этой причине возникает вопрос о целесообразности отщепления еще одной отрасли. Если объединить весь комплекс научных и практических проблем, которые относятся к профессиональному развитию личности, то это даст возможность ставить и решать новые задачи, методологически упорядочивая те, которые уже имеются.
Психология профессий как учебная дисциплина
Развитие психологии профессий как отрасли прикладной психологии обусловило потребность в проектировании адекватной учебной дисциплины. Внедрение такого учебного предмета в работу профессиональной школы значительно обогащает профессиональную культуру будущих специалистов. Это может способствовать их профессиональному самоопределению, становясь фактором психологически обоснованного проектирования профессиональных биографий.
Учебная дисциплина должна соответствовать определенной отрасли науки, наряду с этим имея отличительные особенности. Сюда можно включить прикладной характер учебной дисциплины, дидактическую обработку научного знания, выстраивание содержания в зависимости от логики учебно-профессиональной деятельности, учет возрастных психических возможностей учащихся.
Существенное отличие можно наблюдать и в целях науки и учебного предмета. Цель науки представлена получением объективно новых знаний, раскрытием закономерностей, механизмов психических явлений. При этом цель учебного предмета заключается в усвоении систематизированных, дидактически обработанных научных знаний, в формировании научных и профессиональных умений, в развитии учебно-профессионального интеллекта и гуманистическом воспитании личности.
Активное применение учебных знаний и умений в профессиональной жизни проявляется при владении разными методами взаимодействия с миром профессий, саморегуляции профессиональной деятельности, диагностики профессионального развития.