Профессиональная этика — это система правил поведения, принятых в некоторой социальной группе. С ее помощью обеспечивается нравственный характер взаимоотношений, которые обусловлены или сопряжены с профессиональной деятельностью.
Возникновение профессиональной этики
Чаще всего с потребностью применять и соблюдать правила профессиональной этики сталкиваются люди, которые заняты в области обслуживания, медицины, образования. Это те сферы, в которых ежедневные действия связаны с прямыми контактами с другими людьми. Здесь предъявляются более высокие нравственные требования.
Зарождение профессиональной этики обусловлено сходными интересами и требованиями к культуре людей, которые объединены в одну профессию. Развитие традиций профессиональной этики происходит вместе с развитием самой профессии, в сегодня нормы и принципы этой науки даже закрепляются законодательно или выражаются с помощью общепринятых норм морали.
Понятие профессиональной этики связано с особенностями определенной профессии, в отношении которой происходит употребление данного термина. Например, "клятва Гиппократа" и врачебная тайна представляют собой одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов является элементом журналистской профессиональной этики.
Особенности профессиональной этики
В любой профессиональной сфере ответственное и честное исполнение своих обязанностей — это одно из главных правил профессиональной этики. Тем не менее, многие ее аспекты могут по незнанию или невнимательности упускаться начинающими специалистами. В этом случае такие сотрудники могут быть признаны непригодными к исполнению своих обязанностей.
Для исключения таких казусов, необходимо знать и помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:
- Выполнение своей работы профессионально, она должна строго соответствовать возложенным полномочиям;
- Запрет на следование своим личным симпатиями и антипатиями, соблюдение объективности;
- Соблюдение конфиденциальности при работе с личными данными клиентов и прочих лиц, организаций;
- Соблюдение принципа коллегиальности, запрет на обсуждение своих коллег или подчиненных в присутствии других лиц (клиентов, партнеров);
- Запрет на срыв уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого заказа (например, более выгодного);
- Недопустимость дискриминации партнеров, клиентов, коллег или подчиненных по возрастному, половому, гендерному или расовому признаку.
Сегодня происходит развитие и совершенствование профессиональных норм, изменение общественных отношений. И в этой новой картине мира важным становится умение уважительно относиться к природе и окружающим людям. Эта способность и является главным достоинством профессиональной этики представителя любой профессии.
Категории психологии профессиональной этики
В психологии профессиональной этики на первый план выступает категория личности. Данное понятие выработано с целью отображения социальной природы человека, где он рассматривается в качестве субъекта социокультурной жизни и определяется в качестве носителя индивидуального начала, которое самораскрывается в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Личность включает в себя следующие элементы:
- Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности,
- Устойчивая система социально-значимых черт, которые характеризуют индивида в качестве члена определенного общества (общности).
Рассмотренные понятия (лицо как целостность человека и личность в качестве его социального и психологического облика) в терминологии вполне различимы, но их часто употребляют как синонимы.
Еще одна категория профессиональной этики представлена профессиональным поведением работника сферы обслуживания. К ней предъявляются определенные требование (например, работник должен быть радушным и доброжелательным). Необходимые качества должны стать основой поведения всех сотрудников сферы обслуживания.
В ответ на теплое отношение большая часть клиентов будет вести себя аналогично, становясь более благожелательными и доверительными в отношении обслуживающего персонала. Для того чтобы вызвать расположение клиента, необходимо показать свою искреннюю заинтересованность в его заботах, выделяя человека на время обслуживания из общей массы.
Например, при посещении психолога или психотерапевта клиент сразу должен почувствовать себя желанным гостем. Это может отражать тон голоса психолога, который его встречает. Успех обслуживания чаще всего зависит от того, в какой форме ведется разговор с клиентом.
Поведение сотрудника сферы обслуживания в большей степени похоже на игру актера. Например, профессиональное мастерство парикмахера дает ему возможность не просто быть исполнителем своего дела, но и относиться к нему творчески. Хороший специалист сможет точно и быстро понять желание клиента даже тогда, когда последний сам не совсем понимает, что он хочет. Настоящий профессионал-парикмахер должен уметь сделать стрижку или прическу, которая отвечает требованиям современной моды и учитывает индивидуальные особенности посетителя.
Еще один важный аспект психологии профессиональной этики представлен этикой общения. Она представляет собой совокупность конкретных практических норм (правил общения, приемов). Это сфера этического знания как нормативного, так и теоретического характера. В ее рамках аккумулируется человеческий опыт в сфере морали общения. Этика общения состоит из анализа проблем общения как на уровне должного, так и на уровне сущего.
Этика общения необходима не только для концептуального исследования процессов общения, но и для научения общению, воздействия на реальные процессы общения с помощью формирования новых нормативных конструкций. Для этики общения характерно большое число функций, среди которых выделяется синтезирующая (этика общения объединяет моральный опыт в сфере общения) и императивно-формирующая (основа выбора гуманистических норм морали и убеждение в необходимости следования им). Этика и мораль призваны учить должному, этика общения учит тому, как необходимо общаться и как нельзя общаться.