Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология профессионального образования

Понятие психологии профессионального образования

Психология профессионального образования – это достаточно новая отрасль в отечественной психологии.

Психология профессионального образования занимается изучением феноменологии становления человеческой личности, психологические закономерности в процессе профессионального обучения, развития и воспитания, особенности возрастного характера субъектов профессионального образования.

Определение 1

Профессиональное становление – это формообразование личности и адекватной деятельности. Темпы и направление данного процесса определяются биологическими, а также социальными факторами, активностью самого человека, важными событиями в жизни и профессиональными инцидентами.

Российская научная школа психологии профобразования

Э. Ф. Зеер - основатель российской научной школы, которая исследует процесс становления личности в профессионально-образовательной сфере, его психологические и педагогические составляющие. Уникальность данных исследований заключается в том, что профессиональное становление человека рассматривается системно и непрерывно от зарождения профессиональных намерений до завершения профессиональной деятельности, вместе с этим предлагается эффективная парадигма образования личностно развивающего. Результаты исследований Зеера стали базой таких учебных дисциплин как: психология профессионального образования, основы профориентологии, психология профессий, психология профессионального развития.

Проблемные образовательные ситуации

На разных ступенях становления личности в профессиональном плане возникают проблемные образовательные ситуации, обусловленные психологическими аспектами.

Основные этапы развития личности и проблемы профессионального образования:

«Психология профессионального образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Период оптации в 14–16 лет. В данный период формируются профессиональные намерения, осуществляется выбор профессионально-образовательной сферы, поступление в учебные заведения или получение профподготовки. Проблемные образовательные ситуации формирующие профессиональные намерения в этот период: психолого-педагогические методики профессионального самоопределения; определение профессиональных интересов и способностей; организация курсов подготовки и конкурсных испытаний.
  2. Период профессионального образования и подготовки в 14–23 года. В этот возрастной промежуток происходит становление мотивов учебно-профессиональной направленности, приобретение социально-профессиональных умений, знаний и навыков, подготовка к трудоустройству и самостоятельной трудовой деятельности. Образовательные ситуации, способствующие профессиональному образованию и подготовке: психология профессиональной мотивации; профессиональное обучение ориентированное на развитие личности, воспитание и развитие; наблюдение за профессиональным становлением личности; формирование базовых компетентностей у обучаемых; психологическая помощь в нахождении своего места в профессиональном мире.
  3. Период профессиональной адаптация с 18 до 25 лет. В этот период приобретается опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, освоение социально-профессиональной роли и норм поведения в профессиональном коллективе. Проблемные образовательные ситуации, которые обеспечивают профессиональную адаптацию: профессиональная социализация, самоопределение на рабочем месте, супервизия, профессиональное совершенствование.
  4. Период профессионализации с 25 до 33 лет. Для данного периода характерны высококвалифицированное исполнение профессиональных обязанностей и индивидуального стиля работы. Проблемные образовательные ситуации, которые помогает этому процессу: постоянное повышение квалификации, обеспечение конкурентоспособности на профессиональном рынке за счет самообразования и саморазвития, развитие основных квалификаций, профессиональной мобильности.
  5. Период профессионального мастерства с 33 до 55 лет. Достижения вершин в профессии, самоутверждение в своем профессиональном сообществе, индивидуальный творческий трудовой стиль. Проблемные образовательные ситуации, помогающие росту профессионального мастерства: поддержание в актуальном состояниии профессионально-психологического потенциала, самоактуализация, а также сверхнормативной профессиональной активности, создание благоприятных условий для полной реализации в профессиональной деятельности.

Предмет, объект и задачи психологии профессионального образования

Психология профессионального образования очень тесно связана с общей психологией, а также с педагогической и возрастной психологией, , акмеологией, но при этом она является отдельной отраслью прикладной психологии и учебной дисциплиной.

Объектом науки психологии профессионального образования является система профессионального образования и повышения квалификации. Объектом дисциплины - психология профессионального образования является индивид на различных стадиях онтогенеза.

Предметом научной психологии профессионального образования выступает профессионально-образовательный процесс. Предмет учебной дисциплины - психология профессионального образования - это профессиональное развитие человеческой личности.

Задачи психологии профессионального образования:

  • создание психологической концепции профессионального образования;
  • раскрытие основных закономерностей и механизмов профессионального становления личности;
  • прогнозирование в развитии профессионального образования;
  • психологические закономерности профессиональной деятельности и личности обучающихся.
Дата последнего обновления статьи: 25.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot