Понятие предметной деятельности
Деятельность – это форма целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром.
Для ребенка раннего возраста эта деятельность является ведущей. Благодаря активности малыша реализуются его познавательные интересы, удовлетворяется любознательность и стремление получить новые впечатления.
Рисунок 1. Предметная деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предметная деятельность помогает ребенку найти информацию об окружающем его мире. В решении этого вопроса общение с взрослыми является необходимым условием успешного усвоения ребенком каких-либо познавательных действий.
По мнению Ж. Пиаже, ребенок не сможет понять природу объекта, если не будет на него воздействовать.
Предметная деятельность дошкольников связана с развитием у них нового отношения к миру предметов. Предметы выступают уже как вещи с определенным назначением и способом их употребления, а это отличает предметную деятельность ребенка от манипулятивной деятельности младенца.
Деловое общение играет важную роль в овладении предметной деятельностью и способствует тому, что она становится в раннем возрасте ведущей.
Самостоятельная предметная деятельность ребенка формируется в три этапа:
- на первом этапе происходят предметные манипуляции 5-6 месячных детей, а к 9-ти месяцам они становятся уже ориентировочными действиями;
- на втором этапе действия переходят в предметно-специфические, направленные на получение определенного результата, и ребенок осваивает правильные действия, например, мяч он катает, пирамиду разбирает;
- на третьем этапе возникают предметно-опосредствованные действия, например, кушают с помощью ложки, коляску используют для куклы.
Постепенно ребенок учится отделять действие от предмета. На смену вопросу «что это такое?» приходит вопрос «что с этим можно делать?»
Психологи считают, что для развития дошкольника особо значимыми являются соотносящие и орудийные действия. Выполняя соотносящие действия, ребенок должен два или несколько предметов приводить в определенные пространственные отношения. Например, соотношение величины колец в пирамидке. Безусловно, этому ребенка должен научить взрослый.
Орудийными становятся ручные действия с одним и тем же предметом, например, овладение ложкой, что для ребенка совсем не простое дело. При переходе от ручных операций к орудийным происходит зарождение интеллектуальной деятельности.
Предметная деятельность, таким образом, состоит в усвоении выполнения предметных действий, в ходе овладения которыми ребенок овладевает и необходимыми для этого психическими действиями и качествами.
Психология человека и её проявление в предметных действиях
Благодаря телесным движениям человека возникают предметные действия. Направляются они на объект взаимодействия, чтобы преобразовать его в предмет - это процесс опредмечивания объекта взаимодействия, в результате чего для прагматического использования ему придается форма.
Объектом может быть любая вещь, на которую человек направляет свою активность. Объект (вещь) может быть искусственного и естественного происхождения.
Предмет – это преобразованная человеком вещь. Предмет, удовлетворяющий потребности человека, становится продуктом.
Преобразование объекта в предмет происходит с помощью специальных орудий.
Может быть и так, когда трудовые предметные действия далеки от мотивации «Я – хочу» - в этом случае человек выполняет предметные действия или по принуждению, или из чувства долга. Между «Я – хочу» и «Я – должен» возникает конфликт и человеку приходится искать компенсаторные предметные действия. В предметных действиях человек реализует потенциал, раскрывает подсистему «Я – могу».
Предметные действия изменяют потенциал способностей человека, превращаясь в навыки и умения. Психология человека в предметных действиях предстает как осязаемая реальность. То, что человек делает, является его реальным «Я» и доступным наблюдению и оценке окружающих людей.
Предметные действия и деятельность являются универсальными средствами психологии человека и его внутреннего мира.
Действия человека и его деятельность психология до настоящего времени изучает, абстрагируясь от человека. Действия и деятельность человека характеризовались как формы его активности, без привязки психологии человека как субъекта этой активности.
Однако это не просто активность, это процесс преобразовательного взаимодействия человека и мира вещей.
Предметное действие с того момента, когда оно соединилось с конкретным объектом деятельности, трансформируется в виды работ, за каждой из которых содержание деятельности, мотивы, способности человека и его обязательства.
Каждый конкретный вид работы содержит информацию о продуктах деятельности. Качество этих продуктов говорит о профессиональном мастерстве человека, создававшего эти продукты.
Главное содержание конкретной производственной деятельности заключается в обобщающем понятии – категория.
Со временем производственные виды деятельности требуют специальной подготовки, потому что приобретают профессиональный характер.
Внешняя и внутренняя деятельность
Леонтьев А.Н. различает внешнюю и внутреннюю деятельность. Внутренняя деятельность происходит на уровне сознания и в идеальном плане оперирует образами, идеями, символами.
Внешняя деятельность оперирует с предметами материального мира и носит название материальная.
На первом этапе деятельность человека выполняется во внешнем предметном плане с помощью тех способов, которые человек получает из наблюдения или имеет о них представление из книг и рассказов. Затем идет процесс интериоризации, что означает перевод присвоенных действий во внутренний план. В результате этого они превращаются в свои собственные схемы, мысли, представления. Это говорит о том, что высшие психические функции рождаются при взаимодействии людей. Они получили название интерпсихических и только потом становятся индивидуальными. Их внешняя исходная форма при этом может быть видоизменена или утрачена.
Форма отражения реальности тоже изменяется – возникает рефлексия субъектом действительности самого себя, своей деятельности. В результате производится сознание.
Таким образом, процесс интериоризации – это процесс формирования внутреннего плана.
Интериоризация по Л.С. Выготскому – это «вращивание» внешних предметных действий во внутренний план. В этом процессе «вращивания» он выделяет два момента, которые между собой взаимосвязаны:
- инструментальную структуру деятельности;
- индивидуальную деятельность включенную в систему взаимоотношений с другими;
Индивидуальная деятельность осваивается при формировании навыков, умений, привычек. Навыки представляют собой автоматизированные действия, а умения – это способы выполнения действий, соответствующие поставленным целям.
Привычное поведение образуется устойчивыми навыками. Потребность в выполнении определенных действий является привычкой.